«Назад

Волна банкротств туроператоров в России

ВОЛНА БАНКРОТСТВ ТУРОПЕРАТОРОВ В РОССИИ

 

    Туризм - одна из тех сфер, которые вызывают наибольшее количество нареканий потребителей. Этот год, как впрочем и прошедший не стали исключением.Стоит отметить, что недовольство в сфере предоставления туристских услуг связано не только с качеством туристского облуживания, но и с тем, что туристы лишаются уже оплаченного отдыха в связи с банкротством туристических компаний, причем не только фирм «однодневок», но и крупных игроков туриндустрии.

     Стоит отметить, что за период с ноября 2011 года по январь 2012 года обанкротилось 9 туроператоров. Вследствие чего пострадало до 8 000 тысяч туристов. Общий ущерб за указанный период составил 1 млрд. 576 млн. руб..

      В 2012 году  официально приостановили свою деятельность такие туроператоры как: «Ланта - Тур»;Московский туроператор ITC(Международный клуб путешествий); компания «Идеальный Мир»; «Вокруг Света»;  «Черри – Тур»; «Глобал –Тревэл Интернешнл». Наибольшее число граждан до 4 000 тысяч пострадало от банкротства турфирмы «Ланта- тур вояж».

     Как показывает практика, ни длительность существования на рынке услуг, ни положительные рекомендации  не являются гарантом стабильности туристической компании, в связи с чем, защититься туристу от последствий банкротства туроператора практически невозможно.

     Хотелось бы отметить, что в качестве такого гаранта будут являться последние изменения в законодательстве, где  уже предприняты меры для защиты туристов от неожиданных банкротств туроператоров.

     В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.05.2012г. №47-ФЗ (далее Закона), часть которых еще не вступила в силу, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Объединение туроператоров должно осуществлять действия по организации эвакуации  туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению).

     Для оказания помощи клиентам обанкротившихся туристских компаний до конца этого года будет создан компенсационный фонд. Этот фонд планируется создать за счет средств самих туроператоров, что по мнению большинства экспертов, позволит оптимально решить возникшую проблему.

     Но перспективы создания компенсационного фонда не столь однозначно восприняты туроператорами как кажется на первый взгляд, поскольку  не совсем понятно как будет функционировать компенсационный фонд, кем будет осуществляться контроль за движением денежных средств и сможет ли он действительно решить большинство проблем стоящих перед туристами сегодня.

     Бурные обсуждения особенно в среде туроператоров вызвал проект изменений в Закон.

     По материалам компании РИА Новости Ассоциация туроператоров России (АТОР), по словам вице-президента ассоциации Владимира Канторовича, рассматривает возможность обращения в Конституционный суд с просьбой рассмотреть правомерность принятых законодателями поправок. По его мнению, «изменить условия работы на туристическом рынке могло бы введение саморегулирования, но никак не фонд». Он уверен, что « туристы в итоге так и останутся без гарантированной защиты».

     Возвращаясь к вопросу банкротства, стоит отметить, что вбольшинстве случаев от банкротства туроператоров страдают туристы, которые уже успели вылететь за границу и в этих случаях возникают некоторые проблемы, как с обратным возвращением, так и с возвращением денежных средств за неоказанный объем услуг.В таких ситуацияхрекомендуем, ставить в известность российское консульство о возникшей проблеме,в связи с чем, советуем обратить внимание и убедиться в наличии информации, которая  должна быть предоставлена туроператором о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране временного пребывания.

     Для того, чтобы обезопасить себя от невыезда из страны, (если в стоимость тура входит перевозка), то  необходимо иметь при себе до вылета полный пакет документов, включая авиабилеты  не только до места отдыха, но и обратно, которые туроператор обязан передать до отъезда.

     Туристам, дата  исполнения договора о реализации туристского продукта которых еще не наступила, необходимо иметь в виду, что опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является. Поэтому  необходимо дождаться даты начала тура и, только в случае невыполнения  оператором своих обязательств, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией.

     В противном случае, до начала путешествия  у туриста, заключившего договор, есть право расторгнуть его в одностороннем порядке (в соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса

Российской Федерации и статьи 32 Закона о защите прав потребителей) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

     Турист может потребовать от туроператора возврата  стоимости тура за вычетом фактически понесенных и документально подтвержденных  туристической фирмой расходов, если условия договора не предусматривают иной, более льготный для потребителей, порядок взаиморасчетов применительно к такому случаю.

    Всем пострадавшим туристам рекомендуем  бороться за свои права и обращаться за компенсацией