«Назад

Вопросы о качестве образовательных услуг

Вопросы о качестве образовательных услуг

 

На сегодняшний день потребители платных образовательных услуг самые беззащитные субъекты потребительского рынка. Ведь получая услугу впервые, не в состоянии оценить ее качество. Понимание того, что его учили не тому и не так, к потребителю платных образовательных услуг приходит не сразу, а, как правило, когда дело подходит до примененияполученных знаний.

Более того, как бы парадоксально не звучало, заказывая услугу, потребитель платных образовательных услуг еще и отчитывается за качество ее исполнения, где критерием качества является оценка. К тому же качество оказанных платных образовательных услуг оценивают третьи лица: сначала преподаватели, потом работодатели. А если их оценки не совпадают? Ведь у каждого свои критерии оценки!

С 1 сентября 2013 г. одновременно с началом действия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ вступили в силу «Правила оказания платных образовательных услуг» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706.

Дискуссионным является вопрос о качестве образовательных услуг, пожалуй, это одна из самых актуальных проблем, существующих в отечественной системе образования.

За качество, а именно за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Согласно новым правилам, при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, заказчик вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного оказания образовательных услуг;

- соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Как видно из данной нормы, в недостатки платных образовательных услуг входят как недостатки, связанные с оказанием образовательных услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, так и иные недостатки.

В новых правилах под «недостатком платных образовательных услуг» понимаетсянесоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном порядке, или условиями договора, или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами или их частью.

Более того, новые правила предоставляют право потребителю платных образовательных услуг отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков в двух случаях:

- если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем;

- если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Кроме того новыми Правилами введено понятие«существенный недостаток платных образовательных услуг» который определен как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

- поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

- расторгнуть договор.

Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Потребитель может обратиться с одним из вышеуказанных требований к исполнителю – организации, осуществляющей образовательную деятельность, данное требование подлежит удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

В случае невыполнения требования потребитель вправе обратиться в суддля защиты своих нарушенных прав. В суде, конечно же, встанет вопрос: как доказать предоставление образовательных услуг потребителю с недостатками.

Если вопрос встает о предоставлении платных образовательных услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), в данном случае все достаточно просто, экспертиза будет проведена на соответствии учебных программ организации, осуществляющей образовательную деятельность требованиям действующего законодательства РФ.

По нарушениям сроков оказания платных образовательных услуг также все предельно прозрачно.

Что же касается качества образовательных услуг, то в нашей стране понятие «оценка качества образования» исторически связано с государственной аккредитацией. В России парадоксальная ситуация: все вузы имеют аккредитацию, а между тем, общество убеждено, что большинство организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дают образование низкого качества.

На сегодняшний день активность обращения граждан в суд за защитой своих образовательных прав по-прежнему недостаточно высока. Общественное мнение, выражаемое в средствах массовой информации, свидетельствует о систематических нарушениях образовательных прав граждан. Граждане охотно пишут о нарушении своих образовательных прав (и прав своих детей) в сети интернет, критикуя те или иные действия образовательных учреждений, но попытки восстановить справедливость при помощи судебной процедуры предпринимаются крайне редко.

Следует признать, что в настоящее время вопросам качества образовательных услуг на уровне нормативного и договорного регулирования уделяется недостаточно внимания. В связи с чем возникает много вопросов на практике, в том числе в судебном процессе. Без сомнения качество образовательных услуг непосредственно связанно с обучающимся и непосредственно зависит от него.

Качество образовательных услуг до настоящего времени подтверждалось только двумя документами – лицензией на осуществление образовательной деятельности и государственной аккредитацией. Соответственно при наличии лицензии и государственной аккредитации потребитель не мог говорить о некачественной образовательной услуге, тем самым его требования не подлежали удовлетворению, так как организация, осуществляющая образовательную деятельность  подтверждает качество своих услуг наличием лицензии и государственной аккредитацией. Такую ситуацию необходимо было менять в корне. В связи с этим, в новый закон «Об образовании» вошло положение о том, что экспертные организации могут участвовать в процедурах госаккредитации, а также государственного надзора и контроля. На сегодняшний день подобных организаций пока очень мало, но уже есть те которые проявили себя в экспертной сфере, к ним относятсяАгентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), а также экспертные организации при Ассоциации юристов в России и Ассоциации инженерного образования в России.

Новацией образовательного законодательства является независимая оценка качества образования. Сутью независимой оценки является определение соответствия объектов независимой оценки потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Инициатором проведения независимой оценки качества образования может выступать как сама образовательная организация, так и любое лицо, интересующеесякачеством образовательных услуг конкретной образовательной организации.

Услуги экспертов при проведении независимой оценки качества образования предоставляются на возмездной основе в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором.

Сегодня система образования претерпевает изменения исключительно в положительную сторону. По мнению Рубина Ю.Б. заместителя председателя Экспертного совета по вопросам доступности и качества образования при Комитете Государственной думы РФ по образованию, при проведении экспертизы, необходимо учитывать не только лицензию на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию, но и качество образовательных программ; учебно-методическое сопровождение; технологии; материально-техническое оснащение; уровень преподавательского состава на момент получения потребителем образовательных услуг; экономическую устойчивость учебного заведения; организацию управления учебным процессом, а также уровень знаний обучающихся. Соответственно проведя комплексный анализ всех документов, в том числе документов подтверждающий соответствующую квалификацию преподавательского состава, а также организовав «срез знаний» среди обучающихся – все это позволит потребителю реализовать свои права, предоставленные ему законами.

В связи с активным использованием защиты своих прав, посредством независимой оценки качества образования, появится прозрачное разграничение эффективных и неэффективных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Кроме того ознакомление с примерами успешной судебной зашиты указанных прав в сфере образования, несомненно, будет способствовать повышению правовой культуры граждан и совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы образования.

 

Юрисконсульт консультационного пункта для потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Эхерит-Булагатском, Баяндаевском, Аларском, Нукутском, Осинском и Боханском раонах

Корикова Анжелика Владимировна