«Назад

Гарантийный ремонт

ГАРАНТИЙНЫЙ  РЕМОНТ.

 

        На  технически сложные  товары  (мобильные телефоны, телевизоры, ноутбуки, холодильники, компьютеры, электрические плиты),  как правило, производителем устанавливается  срок гарантийного  обслуживания.   Продавец так же вправе установить гарантийный срок – период, в течение которого продавец (изготовитель)  гарантирует качество купленного товара. Для потребителя, это значит, что ремонт товара в данный период будет осуществляться бесплатно, т.е.  это дополнительная гарантия качества товара со стороны продавца.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении 15 дней покупатель имеет право  на  безвозмездное устранение недостатков (гарантийный ремонт). Ответим на несколько вопросов, которые потребители задают чаще всего.

 

КОМУ ПРЕДЪЯВИТЬ ТРЕБОВАНИЕ О ПРОВЕДЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО РЕМОНТА?

Требование о проведение гарантийного ремонта можно предъявить продавцу, изготовителю, уполномоченной организации (сервисному центру). Какие проблемы  могут возникнуть:

1) Продавец отказывается принимать товар в виду отсутствия гарантийного талона либо отсутствия подписи и печати на гарантийном талоне. Поэтому к документам, которые продавец передает Вам вместе  с товаром, нужно отнестись внимательно, при покупке проверить наличие всех необходимых подписей и печатей. Потребовать от продавца, что бы он обязательно сделал отметку о дате продажи в гарантийном талоне.

2) Сервисный центр, в который Вы обратились, не соглашается проводить гарантийный ремонт, мотивируя это тем, что продавец имеет свои сервисные центры и Вам нужно обращаться именно туда. Практика показывает, что спорить в данной ситуации бесполезно, лучше обратиться к продавцу и сдать ваш товар именно ему.  Но если Вы  решили обратиться в сервисный центр, то  сдавать товар  на ремонт надо именно в тот центр, который указан в гарантийном талоне, либо в тот, куда Вас направляет продавец.

ВАЖНО!Согласно п. 7 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 Доставка крупногабаритного товара (весом более 5 кг.) до сервисного центра осуществляется за счет продавца, если товар весит меньше (мобильный телефон, механические, наручные часы и т.п.), то доставка осуществляется за счет потребителя.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРА?

Вам должны дать акт приема – передачи, в котором помимо товара необходимо указать все документы, составные части товара, которые у вас забирают. Если помимо товара Вы отдали зарядное устройство, гарантийный талон, упаковку, наушники, товарный и кассовый чек, то все перечисленное также должно быть отражено в акте приема – передачи. Акт приема – передачи должен быть подписан с 2 сторон, организация, принявшая товар, должна поставить печать. Вместо акта приема – передачи Вам могут выдать квитанцию, ничего страшного в этом нет, главное, чтобы квитанция содержала всю необходимую информацию. Кроме того, обязательно проследите, чтобы был описан внешний вид товара, указаны, если имеются, механические повреждения (сколы, царапины), или прописано – внешний повреждений не имеет.

ВАЖНО!Товарный чек, который остается у Вас,  не подтверждает приемку товара на гарантийный ремонт, этот документ подтверждает, что товар был передан Вам продавцом. Чек не является заменой квитанции или акта приема-передачи товара на ремонт.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНА ЛИ ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТОВАРА?

Нет, не обязательна, но она необходима для подтверждения наличия недостатка.

Согласно п. 6 ст. 18  Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Если с результатами проверки качества продавца Вы не согласны, Вы можете потребовать от продавца, либо самостоятельно обратиться в независимую экспертную организацию, Торгово – промышленную палату Восточной Сибири в Иркутской области для проведения  независимой  экспертизы качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара не может превышать 20 дней. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Если в результате экспертизы будет установлено, что товар не подлежит ремонту, Вы можете обратиться в суд с требованием о расторжении договора купли – продажи и возврата уплаченных денежных средств, возмещения расходов на проведение экспертизы и т.д.

 

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРОДАВЕЦ НАРУШИЛ СРОКИ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ?

 

Согласно п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок ремонта не может превышать 45 дней. Если продавец, уполномоченная организация, изготовитель нарушили сроки, то они несут ответственность по законодательству РФ.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Также согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Свои требования всегда необходимо заявлять письменно, поскольку именно так Вы сможете доказать, что Вы предъявили свои требования, но продавец их не удовлетворил.

Также за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке продавец уплачивает штраф в размере 50 % стоимости товара.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ ПЕРЕД ОБРАЩЕНИЕМ В СУД?

Нет, претензионный порядок в отношении технически сложных товаров не  обязателен.  В суд Вы можете обратиться сразу после неудовлетворения Ваших требований, но претензию все же лучше написать, так легче просчитать ответственность продавца и доказать, что Ваши требования не были удовлетворены. Кроме того, Вы вправе будете требовать неустойку за неудовлетворение Ваших требований в добровольном  досудебном порядке.

 

Хотелось бы подвести небольшие итоги:

1. Проводить гарантийный ремонт могут продавец, изготовитель, уполномоченная организация (сервисный  центр, указанный в гарантийном талоне).

2. Установить гарантийный срок – это право, а не обязанность продавца. Если гарантийный срок установлен производителем или продавцом, то при покупке Вам должны выдать гарантийный талон с подписью и печатью продавца.

3.  Продавец не вправе уменьшать гарантийный срок, установленный производителем.

4. Гарантийный ремонт не может превышать 45 дней. За нарушение сроков установлена ответственность.

Муханаева Д.К., юрисконсульт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Эхирит – Булагатском, Баяндаевском, Усть – Удинском, Осинском, Боханском, Качугском и Жигаловском районах