Дополнительная ответсвенность туроператора перед туристом

Дополнительная ответственность туроператора перед туристом

 

В последнее время в нашей стране стал необычайно актуален вопрос туризма. Связано это с улучшением благосостояния граждан, открытыми границами и стремительным развитием российских курортов. В любой момент человек может обратиться в соответствующую фирму или компанию и заказать тур для поездки в далекие экзотические страны, либо же на курорты России, которые в последнее время стали ничуть не хуже зарубежных, а в некоторых вопросах гораздо лучше. Таким образом, с ростом числа туристических агентств, а, следовательно, и жесткой  конкуренцией, туристическим компаниям приходится снижать стоимость туристских услуг с целью привлечения потребителей, что, несомненно, отражается на качестве туристского обслуживания.

В преддверии летних отпусков, вопросы, касающиеся нарушений в сфере предоставления услуг туристического обслуживания, становятся наиболее насущными. В связи с этим, возрастет и количество обращений в отделение по защите прав потребителей - консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» (далее – консультационного центра), связанных с нарушениями в сфере предоставления туристских услуг.

Анализируя вопросы, задаваемые потребителями, специалисты приходят к выводу, что, в первую очередь, самой волнующей проблемой является безопасность туристов и ответственность за её несоблюдение.

Итак, общие положения об ответственности туроператора предусмотрены Гражданским кодексом РФ, а также специальным нормативно-правовым актом - Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон о туризме). Согласно указанным документам, туроператор несет ответственность перед туристом и иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

 Хотелось бы отметить, что ответственность туроператора предусмотрена вне зависимости от того с кем потребитель (турист) заключил договор - с турагентом или с туроператором.

Исходя из сложившейся практики консультационного центра, специалисты рекомендуют требования по неисполненным обязательствам предъявлять непосредственно туроператору и (или) страховой организации, застраховавшей гражданскую ответственность туроператора.

В том случае если обязательства по договору туристической фирмой не исполнены или исполнены не надлежащим образом, турист вправе требовать от туроператора не только возврата денежных средств, внесенных в счет оплаты договора о реализации туристского продукта, но и возмещения убытков.

Под убытками в соответствии с Гражданским кодексом РФ понимаются расходы, которые турист произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

В случае возникновения ситуации, когда потребитель (турист) имеет право требовать страхового возмещения (то есть при страховом случае), требование о выплате должно быть оформлено письменно и быть предъявлено страховщику в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Вместе с тем требование к туроператору о возмещении убытков необходимо тоже оформлять письменно, так как претензионный порядок урегулирования спора в рассматриваемой сфере отношений является обязательным. Для начала туристам, чей отдых был сорван или испорчен, следует собрать доказательства факта причинения ущерба (убытков). В качестве доказательств в данном случае могут служить счета на оплату отеля, транспортных и иных услуг и прочие документы, подтверждающие обоснованность требований. Обращаем внимание, что при отсутствии указанных документов потребителю будет очень сложно доказать размер причиненного ущерба.

С целью усовершенствования государственной регламентации туристской деятельности и повышения уровня социальной ответственности туроператоров и защиты прав туристов, выезжающих за рубеж,  в 2012 г. был принят Федеральный закон № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный документ установил дополнительные требования для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. В частности, для последних установлена обязанность вступать в объединение туроператоров. Члены данного объединения должны ежегодно осуществлять взносы в компенсационный фонд.

Таким образом, данные нормы призваны улучшить положение туриста, оказавшегося в сложной ситуации, то есть за счет средств компенсационного фонда будут осуществляться мероприятия по оказанию экстренной помощи туристам.

Для потребителя пока не ясными остается вопросы: что же включает в себя экстренная помощь и как она будет реализовываться на практике?

Ответы на данные вопросы теоретически раскрывает недавно принятое Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162 «Об утверждении правил оказания экстренной помощи туристам и правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда», согласно которому экстренная помощь включает в себя:

- перевозку туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами по усмотрению объединения туроператоров (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом);

- обеспечение размещения (временного проживания) туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия - если период вынужденного ожидания перевозки составляет более 12 часов;

- доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);

- организацию питания туриста с учетом установленных законодательством Российской Федерации физиологических норм питания человека;

- обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи;

- обеспечение хранения багажа.

Хотелось бы обратить внимание потребителей (туристов), что экстренная помощь оказывается объединением туроператоров безвозмездно на основании письменного обращения туриста.

При этом, обращение туриста должно содержать следующую информацию:

- фамилия, имя и отчество туриста;

- адрес места нахождения туриста;

- номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);

- контактная информация автора обращения;

- обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения обращения. Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).

Таким образом, гражданская ответственность туроператора перед туристом увеличена, что не может не радовать как самих туристов, так и защитников прав туристов.

Кроме этого, по информации интернет-сайтов www.interfax.ru, www.insur-info.ru Министерство культуры опубликовало проект очередных поправок в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», ужесточающих ответственность российских туроператоров.

Новый законопроект предполагает усиление административной и уголовной ответственности туроператорских компаний, в частности, введение штрафов за работу без внесения в единый федеральный реестр, нарушение требований к размеру финансового обеспечения и другие.

Также в проекте нового закона конкретизируется понятие «грубые нарушения», за которые туроператора могут исключить из реестра: причинение вреда жизни и здоровью туристов в результате недостатков сформированного оператором турпродукта (в том числе отправка в страну, где существует угроза безопасности туристов), предоставление в уполномоченный государственный орган подложных документов и недостоверных сведений, совершение туроператором въездного туризма более двух нарушений правил пребывания иностранных граждан в РФ. Кроме того, в закон будут внесены и изменения, не касающиеся ответственности туроператора.

Таким образом, законодательство о туризме претерпевает и будет еще претерпевать различные изменения, в связи с чем специалисты консультационного центра рекомендуют потребителям (туристам) при планировании очередного отпуска и заключении договора с туроператором (турагентом) быть более бдительными. В случае каких-либо сомнений в правильности составления договора, проконсультируйтесь со специалистами, ведь лучше потратить чуть больше времени на выбор туроператора (турагента), чем потом тратить время на восстановление своих прав.