«Назад

Если технически сложный това оказался некачественным

Если технически сложный товар оказался некачественным.

 

Ежедневно в консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе поступают обращения граждан с жалобами на нарушения продавцами их прав при продаже технически сложных товаров. В связи с этим, целью данной статьи является информирование граждан об основных аспектах купли-продажи данного вида товара и предупреждение возможных нарушений в данной сфере.

C 24 ноября 2011 года, вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», которое существенно расширяет перечень товаров, которые отнесены к технически сложным, и при обмене или возврате которых по истечению 15 дней после покупки необходимо доказывать существенность недостатка.

К таким товарам относятся:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

 Советы потребителю.

На что следует обязательно обратить внимание, чтобы избежать глубокого разочарования, когда вдруг выяснится, что такая дорогая во всех смыслах покупка не оправдала ожиданий.

1. При покупке технически сложного товара потребитель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его действия. Когда товар выбран и совершается покупка, продавец должен передать покупателю: техническую документацию на товар и заполненный гарантийный талон, который должен содержать всю необходимую информацию: о товаре (идентифицированный номер, модель, дата приобретения товара и т. д.), о продавце  (печать, подпись на каждом отрывном талоне), об уполномоченной организации, которая обязана проводить гарантийное и послегарантийное обслуживание, кассовый или товарный чек.

2.Если в технически сложном товаре обнаружен недостаток в течение первых 15 дней с момента передачи товара потребителю, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств за него, либо предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение 7 дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение 20 дней. Требование о возврате денежных средств подлежит удовлетворению в течение 10 дней.

Если недостатки в товаре обнаружены по истечении 15-дневного срока, то потребитель имеет право претендовать,  лишь на гарантийный ремонт товара. При этом срок ремонта не должен превышать 45 дней. По окончании ремонта потребителю следует взять документ о том, какой именно недостаток был устранен.

 По истечении пятнадцати дней возврат денежных средств, уплаченных за товар, либо замена товара возможны, если:

- в товаре обнаружен существенный недостаток (недостаток, который невозможно устранить или затраты на ремонт почти соразмерны с ценой товара);

- нарушен срок устранения недостатков в товаре (ремонт более 45 дней);

- невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (т. е. товар должен находиться в ремонте в течение одного года гарантии в совокупности более 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (как то: расходы на оплату юридических услуг, доставку  и т.д.).

Согласно ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» на период ремонта или замены технически сложного товара, продавец обязан по письменному требованию покупателя в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, а также обеспечить доставку товара потребителю.Однако данное правило распространяется не на все технически сложные товары.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 закреплен «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара», в который входят:

-        автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

-        мебель;

-        электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

-        электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).

-        гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

 

Порядок действий потребителяпри обнаружении недостатка в технически сложном товаре.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, импортеру) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями (к претензии прилагаются имеющиеся у потребителя  копии  документов, например кассового чека, товарного чека, гарантийного талона и т.п.). Оригиналы документов остаются у потребителя!

При получении претензии потребителя (в течение гарантийного срока) продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу).

Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

При передаче товара для проведения проверки качества, потребителю необходимо получить акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии принимается товар. Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами - оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.

Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

В том случае, если гарантийный срок истек или не был установлен (но не прошло двух лет со дня покупки), потребитель имеет право предъявить одно из вышеуказанных требований, но бремя доказывания того, что недостатки в товаре являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель не получил удовлетворения своего требования, он должен за свой счет провести экспертизу качества данного товара. Если экспертиза установит, что недостатки являются производственными, то потребитель будет вправе требовать удовлетворения своего требования и возмещения убытков (затрат на проведение экспертизы).

 

 

 

Материал подготовлен  Н.Плащенко,

юрисконсультом консультационного пункта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области в г. Братске и Братском районе