«Назад

Защита прав потребителей в области оказания жилищно-коммунальных услуг (на примере затопления жилого помещения)

Тема предоставления услуг ЖКХ неисчерпаема, в связи с чем отношения собственников (нанимателей) и управляющих, ресурсоснабжающих предприятий и организаций регулируются множеством нормативных актов, законов и постановлений.

Очень часто в отделение по защите прав потребителей – консультационный центр и консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» обращаются граждане с теми или иными вопросами, касающимися предоставления услуг ЖКХ. Чаще всего потребители сталкиваются с проблемой предоставления услуг ненадлежащего качества, при этом управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и другие обслуживающие организации эти проблемы решают, мягко говоря, неохотно, либо не решают их вовсе.

Хотелось бы остановиться именно на том, как Закон РФ «О защите прав потребителей» может встать на сторону потребителя, получающего некачественные коммунальные услуги.

Итак, так как законодательство о предоставлении коммунальных услуг многогранно, Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) распространяется на отношения между собственниками (нанимателями), поставщиками коммунальных услуг и обслуживающими организациями только лишь в той части, в которой не противоречит нормам жилищного законодательства.

Собственники жилых помещений, как полноправные потребители, имеют право на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых количествах. Более того, услуги должны быть безопасны как для жизни и здоровья собственника жилого помещения, так и для его имущества.

Кроме этих основополагающих прав, потребители имеют и другие права, предоставленные им жилищным законодательством. Например, они вправе требовать от управляющей компании  или организации, поставляющей услуги, информацию о порядке расчета стоимости услуг, а в случае непредоставления коммунальных услуг или несоответствия качества заявленным требованиям, составления соответствующего акта и, как следствие, устранения недостатков, а так же перерасчёта стоимости коммунальных услуг путем:

1.                 оплаты в следующем расчётном периоде данных коммунальных услуг в меньшем размере;

2.                 предъявления исполнителю требования о перерасчете платы за непредоставленные услуги (или предоставленные ненадлежащим образом) с отражением этого в платежном документе (извещении, квитанции);

3.                 возврата денежной суммы, уплаченной за непредоставленные или предоставленные ненадлежащим образом услуги.

Неоднократность случаев непредоставления или предоставления услуг ненадлежащим образом даёт потребителю право требовать, кроме перерасчёта платы за коммунальные услуги, возмещения причиненных ему убытков. Данные требования подлежат удовлетворению исполнителем в течение 10-дневного срока, начиная со дня предъявления соответствующего требования (то есть со дня предъявления претензии). Сами же нарушения должны быть устранены в кротчайшие сроки.

За нарушение сроков устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг и невыполнение законных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пени) в размере 3% от стоимости отдельного вида услуги за каждый час, день просрочки.

Зачастую договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг исполнителем (обслуживающей организацией) установлены иные размеры неустойки (штрафа, пени).

Важно знать, что если договором предусмотрен размер неустойки менее чем 3% от цены оказанной услуги, то такое условие договора является ущемляющим права потребителя и в соответствии с законодательством  признается недействительным.

Итак, на примере залива квартиры (затопления помещения, имущества) разберемся, в каком случае ответственность несет управляющая компания и что потребитель имеет право требовать при оказании ему услуг ненадлежащего качества.

Первое, что необходимо сделать в рассматриваемой ситуации, это документально зафиксировать в акте факт затопления. Данное действие является обязательным, и его  следует выполнить даже в том случае, если виновник затопления первоначально признает свою вину и в устной форме не возражает против возмещения причиненного ущерба. Следует помнить, что в последующем, виновная сторона может отказаться от своих слов и не возместить ущерб.

Помните! При отсутствии надлежащим образом оформленного акта о затоплении отстоять свои права будет практически невозможно.

Акт о затоплении квартиры оформляется в произвольной форме в кротчайшие сроки после затопления.

В состав комиссии при составлении акта о затоплении квартиры следует включить:

а) собственника затопленной квартиры;

б) собственника (нанимателя) квартиры, из которой произошло затопление (протекание);

в) представителей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом (это может быть ТСЖ, ЖСК, ДЕЗ, ЖЭУ, любая иная управляющая организация). Желательно, чтобы это были председатель данной организации и технический специалист.

Следует учитывать, что многоквартирный дом может управляться только одной конкретной управляющей организацией. Привлекать для составления акта о затоплении квартиры иную управляющую организацию (не осуществляющую управление данным многоквартирным домом) нельзя.

В акте о затоплении квартиры комиссией должны быть зафиксированы следующие обстоятельства:

1. Факт затопления и повреждения имущества:

- размеры (в квадратных метрах) повреждений покраски (побелки) потолка либо подвесного потолка, либо иных потолочных покрытий;

- размеры (в квадратных метрах) повреждений покрытий стен (обои, покраска и т.д.);

- перечень иного поврежденного имущества (мебель, бытовая техника, книги и т.д.) с указанием идентифицирующих признаков данного имущества (например, марка и модель поврежденных телевизора, аудиосистемы и т.д.).

2. Причина затопления.

В акте необходимо указать, что явилось непосредственной причиной затопления, которую должна выяснить комиссия, это может быть:

- оставленная без присмотра включенная вода;

- течь в стояке отопления (либо в стояке канализации, либо в стояке горячего или холодного водоснабжения) в расположенной выше квартире;

- течь в радиаторе отопления в расположенной выше квартире;

- течь в конкретном сантехническом оборудовании в расположенной выше квартире;

- и многие другие.

Акт подписывается всеми членами комиссии. В случае отказа кого-либо из членов комиссии от подписания акта об этом делается соответствующая запись.

 

 При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки, в нем делается соответствующая запись и акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Акт скрепляется печатью организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом и подписями всех присутствующих лиц.

Итак, акт составлен, теперь необходимо установить виновника затопления, либо это жильцы вышерасположенной квартиры или же сотрудники Управляющей компании (ТСЖ, ЖСК и пр.).

 Выяснить это не просто, однако, положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме позволяют сформулировать следующие правила определения виновных лиц в затоплении.

За стояки холодного и горячего водоснабжения до первого отключающего устройства либо запорно-регулировочного крана, расположенных на ответвлениях (отводах) от стояков в квартире (включая данные устройства и краны), отвечает организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, ДЕЗ, ЖЭУ либо иная управляющая организация). А вот за все, что расположено (присоединено) в квартире после указанных отключающего устройства либо запорно-регулировочного крана, отвечает собственник квартиры (т.е. за все сантехническое оборудование, краны, разводки и т.д.).

За систему отопления, включая стояки, обогревающие элементы (радиаторы отопления), регулирующую и запорную аппаратуру, а также другое оборудование, расположенное на этих сетях, отвечает организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом. Соответственно виновными в затоплении будут являться либо собственник вышерасположенной квартиры, либо организация, управляющая многоквартирным домом, в зависимости от того, кто является ответственным за элемент, в котором произошла течь, ставшая причиной затопления.

И последнее, что необходимо предпринять в разрешении возникшей ситуации – это, зная виновника затопления, предъявить требования о возмещении ущерба.

Итак, если потерпевшая сторона и виновник затопления определили сумму причиненного затоплением ущерба, виновное лицо в добровольном порядке согласно возместить данный ущерб, необходимо все договоренности зафиксировать письменно. Для этого лучше всего составить акт, соглашение, расписку или любой иной документ, в котором отразить факт признания виновным лицом своей вины в затоплении,  размер причиненного ущерба, а также порядок и сроки его возмещения.

Если же виновник затопления отказывается в добровольном порядке возмещать причиненный затоплением ущерб, либо не согласен с размером ущерба, который оговаривает потерпевшая сторона, то в данном случае, необходимо привлечь оценочную компанию (оценщика) для компетентного определения размера ущерба, причиненного затоплением, и готовить документы для подачи искового заявления в суд.

Важно помнить следующее: если виновником затопления оказывается организация, управляющая многоквартирным домом, то на данные правоотношения будет распространяться закон о защите прав потребителей, а если виновен сосед, то вышеуказанный закон на такие правоотношения распространяться  не будет, в таком случае, применяются общие положения  Гражданского кодекса РФ.

 

Юрисконсульт консультационного пункта в Нижнеилимском районе рекомендует потребителям знать свои права и уметь их отстаивать, а если такой возможности нет, то ждём Вас по адресу: г.Железногорск-Илимский, квартал 3, дом 40 (2 этаж) – устная консультация бесплатно!