«Назад

Изменения законодательства о качестве продовольственных товаров

Изменения законодательства о качестве продовольственных товаров

     Одним из важнейших прав потребителя, является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, под которым понимается продукция, соответствующая требованиям, установленным в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

     К сожалению, основная масса нарушений на потребительском рынке, происходит   в сфере  продаж некачественных продовольственных товаров, большая часть из которых, связана с противоправным производством и реализацией фальсифицированных пищевых продуктов, а также торговля продовольственными товарами в неустановленных местах, с нарушением санитарных и ветеринарных правил.

     Отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов регулируются Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02 января 2000 года №29-ФЗ и Федеральным законом«О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ.

     Последнее изменение в сфере реализации продовольственных товаров было принято 19 июля 2011 года в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которое более широко раскрывает понятие нормативных документов, тогда как ранее, нормативными документами являлись только государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, теперь все нормативные документы должны соответствовать не только установленным на территории РФ требованиям, но и не противоречить международным договорам Российской Федерации.    

     Новая редакция Закона  «О качестве и безопасности пищевых продуктов» была исключена  необходимость выдачи изготовителем удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов.

       В соответствии с вступлением в силу 01 июля 2010 года Соглашения таможенного союза по санитарным мерам прекратилась выдача санитарно-эпидемиологических заключений, теперь документом, подтверждающим качество и безопасность продукции является свидетельство о государственной регистрации таможенного союза.

          В прежней редакции государственной регистрации подлежали все  новые пищевые продукты, а также импортные впервые ввозимые пищевые продукты вне зависимости установлено это Правительством  РФ или нет.   

     В новой же редакции Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат отдельные виды товаров:

     - впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации;

     -  впервые ввозимых на территорию Российской Федерации и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации пищевых продуктов. Кроме того, перечень товаров подлежащих государственной регистрации устанавливается Правительством РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

        В целях реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам был принят «Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза», который  определяет перечень товаров, подлежащих государственной регистрации. К ним относится  следующая продукция:

     - Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная  питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.

     - Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов; биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.

     - Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.

     - Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные вещества, в том числе ферментные препараты.

     - Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.

     - Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).

     - Товары бытовой химии.

     - Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

     - Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

     - Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).

     - Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).

     Сырье, активно действующие вещества, предназначенные изготовителем (производителем) исключительно для производства парфюмерно-косметической продукции, средства бытовой химии, средства защиты растений и средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также продукции фармацевтической промышленности, не подлежит государственной регистрации.

     Хотелось бы также обратить внимание потребителей на исключение необходимости получения санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию.

     В предыдущей редакции закона была предусмотрена необходимость  использования для перевозок пищевых продуктов специально предназначенных или специально оборудованных для таких целей транспортных средств с обязательным наличием оформленного в установленном порядке санитарного паспорта.  С вступлением в силу изменений необходимость оформления санитарных паспортов на транспортное средство отпала, теперь  для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.

      Подводя итог, хотелось бы отметить, что законодательная база в области качества и безопасности пищевых продуктов, сегодня имеет выраженную тенденцию гармонизации с международным законодательством,  но несмотря на это, большинство вышеуказанных изменений, стали более лояльными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию пищевых продуктов.