«Назад

Как составить претензию.

КАК СОСТАВИТЬ ПРЕТЕНЗИЮ.

Посещая торговые центры,  супермаркеты или небольшие магазины формата «У дома»,  покупая сложную технику,  товары в специализированных отделах,  продукты, знаете ли вы свои права как потребителя?  Очень часто потребители за восстановлением своих прав решают обратиться в суд. Однако, за время действия «Закона о защите прав потребителей», судебная практика показывает, что в  тех случаях, когда потребитель выдвигает законные требования, мирное  досудебное урегулирование конфликта всегда  выгоднее обеим сторонам, чем  его разрешение в суде.

Так же,  учитывая,  вступившие в законную силу изменения в Федеральный  закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», говорившие о том,  что изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Указанное означает, что потребителю, решившему обратиться с жалобой  в Роспотребнадзор (его территориальные органы) о проведении административной внеплановой проверки в отношении соответствующих юридических лиц   или индивидуальных предпринимателей,  необходимо  предварительно обратиться  к продавцу, исполнителю с письменной  претензией о восстановлении нарушенных прав. 

Как   писать претензию?  

Претензия составляется в  произвольной форме,  однако следует указать:

·         кому направляете претензию. Точное название юридического лица, фамилию индивидуального предпринимателя, название магазина можно  посмотреть в чеке.

·         от кого претензия. Укажите свои имя, фамилию, отчество, адрес и телефон  для обратной связи.

·         отдельной строкой – ПРЕТЕНЗИЯ или ЗАЯВЛЕНИЕ.

·         указать суть дела.  Например: такого-то числа я приобрел в Вашем магазине товар (указать полное название), стоимостью (указать) или заключил договор на установку. В процессе эксплуатации обнаружились недостатки (указать подробно) или товар не подошел по размеру, цвету.

·         для обоснования Ваших претензионных требований желательно сослаться на соответствующие статьи нормативно-правовых актов. Например: согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении в товаре недостатков по своему выбору вправе потребовать расторжения договора купли-продажи; или согласно ст. 25…. , если товар надлежащего качества; в соответствии ст. 29……, если услуга оказана с недостатками.

·         далее четко сформулируйте свои  требования. Например: прошу расторгнуть договор купли-продажи товара и вернуть мне денежные средства в сумме (указать). Хотелось бы обратить Ваше внимание, что указывать надо одно из требований, предусмотренных законом.  Не следует писать – прошу отремонтировать  товар, а при невозможности  заменить или вернуть деньги. Этим самым  Вы предоставляете право выбора продавцу.

·         установите точные сроки для выполнения Ваших требований.  Возврат денежных средств за некачественный товар – 10 дней  (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»);  замена  некачественного товара – 7 дней (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»);  возврат денег за качественный товар – 3 дня (ст.25 Закона «О защите прав потребителей»); ремонт товара – не более 45 дней; устранение недостатков работ – разумные сроки (назначайте сами).

·         если речь идет о возврате крупногабаритной вещи (весом более 5 кг),  в претензии необходимо прописать способ его доставки в магазин. Согласно п.7 статьи 18  Закона «О защите прав потребителей эта обязанность полностью лежит на продавце, поэтому в случае доставки такого товара силами покупателя имеет смысл выдвинуть требование о возмещении соответствующих расходов.

·         укажите Ваши дальнейшие намерения, если  Вам будет  отказано в Ваших требованиях.Например:  В случае неисполнения моих требований в добровольном порядке,  я буду  вправе обратиться с жалобой в надзорные  органы, а  так же  с исковым заявлением в суд, где кроме вышеизложенного, потребую возмещения неустойки, убытков, судебных расходов, компенсации морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя (на основании п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

·         дата, подпись.

·         укажите приложения. Например: копия чека, копия гарантийного  талона.  Не отдавайте оригиналы документов, они  потребуются Вам в суде.

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается в магазин,  а на втором, который остается у Вас, представителем магазина ставится отметка о принятии – дата, подпись.

Если продавец, исполнитель  отказывается принимать претензию, отправьте ее по почте с  описью вложения и  уведомлением  о вручении.

 

Какие требования потребитель имеет право предъявить?

В соответствии со статьей 18, потребитель при наличии в приобретенном товаре каких-либо недостатков может воспользоваться следующими своими правами:

·       потребовать замены на  аналогичный товар;

·       потребовать замены  на другой товар с перерасчетом  покупной цены;

·       потребовать уменьшения покупной цены;

·       потребовать незамедлительного устранения недостатков, присутствующих в товаре;

·       потребовать возврата денежных средств.

Данные требования вы вправе предъявить в течение гарантийного срока на товар, а если он отсутствует, то в пределах двух лет.

В отношении технически сложных товаров, потребовать замены товара или расторжения договора купли-продажи потребитель имеет право в течение пятнадцати дней со дня передачи товара.

При покупке качественного товара, но если он не подошел по каким-либо причинам, то потребитель имеет право на обмен товара, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру  или комплектации.  И только, если аналогичный товар отсутствует в продаже, только тогда покупатель имеет право требовать возврата денежных средств.

Обратите внимание! – причин «не понадобился», «не понравился»  в Законе нет!

Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.

Отсутствие надлежащим образом оформленной и врученной продавцу досудебной претензии может затруднить ход судебного разбирательства, а в ряде случаев сделать невозможным взыскания  неустойки и (или) штрафа в пользу потребителя.