«Назад

Маркировка пищевой продукции. Информация для потребителей.

День защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года.

По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.

Как уже неоднократно упоминалось в различных СМИ в  2015 году CI призвала сосредоточиться на правах потребителей на здоровое питание, определив соответствующий девиз «To focus on consumers' rights to healthy food», и объяснила свой выбор следующим. Нездоровое питание связано с четырьмя из десяти основных причин смерти во всем мире: избыточный вес и ожирение, высокое кровяное давление, высокий уровень глюкозы в крови и высокий уровень холестерина.

Все потребители заслуживают права не только на еду в целом, но и на здоровое питание в частности. Всеобщее понимание этого может облегчить потребителям доступ к здоровой пище и принятие более справедливой, стабильной продовольственной системы.

Здоровое питание - это залог долгой жизни и один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций, как отдельных органов человека, так и организма в целом.

Вопросы здорового питания волнуют любого человека, желающего получить от пищи не только удовольствие, но и пользу. Чтобы пища приносила пользу, в ней должны оптимально сочетаться жиры, белки и углеводы. Кроме того, любому человеку необходимы витамины и микроэлементы, а также соблюдение определенных правил, без которых здоровье человека невозможно.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее по тексту – Закон РФ «О защите прав потребителей») регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и гарантирует потребителям право на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение ущерба.

Все мы являемся потребителями, и каждый день употребляем те или иные продукты питания, которые должны быть качественными, свежими и несомненно безопасными.

Законом РФ «О защите прав потребителей» закреплено незыблемое право каждого потребителя на информацию о товарах, в том числе и о продуктах питания.

Информация о товарах должна быть полной и достоверной.

Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре, который он желает приобрести, поэтому продавец или изготовитель должны предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара: наименование, состав, масса нетто или количество, дату изготовления, срок годности, условия хранения, показатели пищевой ценности, рекомендации и ограничения по использованию, номер партии и серию, наименование и место нахождения изготовителя, цену в рублях.

Информация о товаре должна быть представлена потребителю в наглядной и доступной форме, она должна быть достоверной, легко читаемой и понятной, при этом не вводить в заблуждение потребителей. Надписи, знаки и символы должны быть контрастными фону, на которые нанесена маркировка. Способ доведения информации должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности продукта, при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Маркировка пищевой продукции  - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде  надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений на потребительскую упаковку, транспортную упаковку, или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и транспортной упаковке, или помещенного в них, либо прилагаемого к ним.

Основные носители маркировки для продуктов питания это этикетка, кольеретка, листок - вкладыш, контрольная лента,  ярлыки и бирки, клейма и штампы, ценники и т.п.

Этикетка наносится типографским или иным способом на упаковку. Кроме того, этикетка может быть самостоятельным носителем информации, которая приклеивается  или прикладывается к товару. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью, кроме текста она часто содержит изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширны по количеству характеризуемых признаков.

Кольеретка, иными словами дополнительная этикетка, имеет особую форму, выполняет в основном назначение эстетического оформления бутылок, наклеиваемая не на цилиндрическую основную часть бутылок, а на их горлышко. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Листок-вкладыш – носитель информации, на который наносится маркировка и который помещается в потребительскую упаковку и транспортную упаковку, либо прилагается к ним. Листок-вкладыш, предназначен для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе, краткую характеристику потребительских свойств товара. Наиболее часто применяют листок-вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья.

Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей  информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенные для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки.

Ярлыки и бирки – носители маркировки, прикладываемые или помещенные к товару. Они несут ограниченный перечень сведений и рисунков.

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы часто наносятся непосредственно на упаковку товара, например, на дно жестяных банок с мясными или рыбными консервами.

Ценник несет информацию о розничной цене товара за единицу измерения, сорт, срок годности.

Информация о продуктах питания должна доводиться на русском языке. Дополнительно информация может доводиться на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (по усмотрению изготовителя или продавца).

С особой настороженностью следует отнестись к продуктам питания зарубежного производства на которых отсутствует информация переведенная на русский язык, продажа таких импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке на территории Российской Федерации  запрещается.

Покупать продукты рекомендуем только с хорошо читаемыми этикетками. Если этикетка стерлась, переклеена или перепечатана поверх старого текста, такой продукт лучше не покупать.

При отсутствии потребительской упаковки потребитель имеет право получить информацию о продукте и его изготовителе с транспортной тары, которая должна храниться в предприятии торговли до конца реализации товара.

Закон о «Защите прав потребителей» не только обязует продавца предоставлять потребителю информацию как о себе так и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

В случае если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков.

Благодаря идентифицирующей функции маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления недостатка в товаре и нанесения ущерба потребителю.

 С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем внимательно изучать информацию о товаре до его покупки.

Полученная информация поможет потребителю определиться с правильным выбором полезных и качественных продуктов, обеспечивающих организм здоровым питанием.

Здоровое питание только в наших руках!