«Назад

Нарушения прав потребителей медицинских услуг

Нарушения прав потребителей медицинских услуг

 

     В настоящее время особую актуальность в обеспечении защиты прав потребителей  платных медицинских услуг приобретают вопросы правового регулирования данной сферы деятельности и связано это с целым рядом обстоятельств:

     - во-первых, происходят постоянные изменения нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, в связи с чем появляются возможности для государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений правомерно зарабатывать деньги оказывая услуги за плату;

     - во-вторых, в настоящих условиях социального развития российского общества у людей сформировалось окончательное мнение о том, что на здоровье не экономят. Именно поэтому большинство людей, стремясь получить квалифицированную помощь, обращаются за платными медицинскими услугами. Однако, не всегда получая должное качество и уровень обслуживания.

Под медицинской услугой следует понимать совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий лечебного учреждения – врача, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, удовлетворяющих его потребность, имеющих самостоятельную имущественную ценность и потребляемых в процессе оказания услуги.

Основным залогом получения грамотного, эффективного лечения является не только правильный выбор медицинского учреждения, но и минимум знаний в сфере оказания платных медицинских услуг.

Платная медицина получает все большее распространение среди населения Иркутской области. Однако, как показывает практика, потребители не всегда представляют, какими правами и обязанностями обладают стороны правоотношения по оказанию медицинских услуг, вследствие чего возникает множество вопросов не только после оказания услуги, но и до ее оказания.

Предупреждение нарушений в сфере защиты прав потребителей – одна из функций Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» и обращение за консультацией до заключения договора свидетельствует о росте правовой сознательности населения.

Ввиду повышения заинтересованности населения в правильном оказании медицинских услуг специалисты ежегодно февраль месяц посвящают данной тематике и проводят ряд мероприятий, в том числе разрабатывают и распространяют памяти и брошюры для потребителей. В феврале месяце центром подготовлены такие материалы как:

- «Памятка потребителю БАД»;

- «Права потребителя при оказании платных медицинских услуг».

По итогам 2011 года в Консультационный центр и пункты обратилось 36 потребителей. Анализ обращений граждан показал, что основная часть вопросов  касалась иммунизации населения. Вопросы, задаваемые родителями, касались как медицинских особенностей, так правил заключения договора, ответственности медицинских работников.

Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» уделяют большое внимание информированности населения об иммунизации взрослых и детей, освещая данные вопросы в рамках проведения гигиенического обучения «декретированных групп» населения.

Второй по объему блок вопросов – некачественное лечение.

Множество обращений поступает в связи с тем, что исполнитель не доводит до сведения потребителей доступную и достоверную информацию, в том числе о местонахождении организации, о стоимости предоставляемых услуг, об условиях предоставления и получения услуг, о режиме работы отдельных специалистов, (отсутствие на информационном стенде необходимой информации).

Так же к самым распространенным нарушениям можно отнести:

-  не соблюдение письменной формы договора при оказании услуг;

- включение в договор возмездного оказания услуг условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, в том числе: - ограничение сроков для предъявления претензий по качеству работ и услуг, - включение в договор условий о возможности одностороннего отказа исполнителя от оказания услуг и выполнения работ.

Следует отметить, что в случаях, требующих наибольшего внимания в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан и применения мер административного воздействия и вмешательства органов надзора, специалисты центра направляют потребителей в Управление Роспотребнадзора по Иркутской  области.

 

     В то же время специалисты Консультационного центра отмечают, что уровень правовых знаний, правовой культуры значительной части потребителей, к сожалению, остается пока невысоким. По этой причине представляется необходимым обратить более пристальное внимание на освещение ключевых особенностей юридической регламентации оказания платных медицинских услуг.       

   Принимая решение об обращении в платное медицинское учреждение, стоит прежде всего, серьезно подойти к его выбору, чтобы не стать жертвой обмана.

    

Специалисты консультационного центра советуют потребителям платных медицинских услуг обратить внимание на следующее:

1. на наличие достоверной (полной) информации об организации – исполнителе медицинских услуг включая следующую информацию:

- о лицензии и сертификатах, а также специальное разрешение  соответствующего органа  управления здравоохранением на оказание платных медицинских услуг,местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов;

2.  обязательное соблюдение письменной формы договора с указанием существенных условий договора, в том числе порядок и сроки оказания услуг, расчет стоимости, права и обязанности, а также ответственность сторон.

 

Важно понимать, что за качество медицинской услуги (качественный результат) ответственность в равной степени несут пациент (потребитель) и медицинское учреждение, в котором ее оказали. И чтобы не нанести вред своему здоровью или не свести результаты полученной платной медицинской услуги к нулю, пациент должен соблюдать все рекомендации врача.

 В случае оказания не качественной медицинской услуги, потребитель вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством.

Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населения осуществляет Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с территориальными органами Управлением Росздравнадзора по субъектам РФ.

 

 Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что большинство потребителей сталкиваясь с различными нарушениями своих прав в медицинских учреждениях принимают их как должное и в большинстве случаев не выражают возмущения, не обращаясь за защитой в уполномоченные органы.

Специалисты консультационного центра призывают граждан бережно относиться к своему здоровью, отстаивать свои права при оказании некачественных медицинских услуг.