«Назад

Некоторые вопросы о предоставлении услуг связи

Некоторые вопросы о предоставлении услуг связи.

 

Защита прав потребителей в сфере предоставления услуг связи в настоящее время имеет актуальное значение, так как данный сегмент экономической деятельности развивается с каждым днем, внедряются телекоммуникационные технологии в отрасли связи, проводятсякомплексные работы по модернизации системы связи клиентов. В настоящее время услуги связи всё более разнообразны с точки зрения технических особенностей передачи сообщений электросвязи и характера самих сообщений, т.е. передаваемой информации.

Первый вопрос, на который хотелось бы дать ответ потребителям услуг связи, это что же такое услуги связи и какие конкретно услуги к ним относятся.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи») (далее - Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений:

- услуги местной телефонной связи;

- услуги междугородной и международной телефонной связи;

- услуги связи по передаче данных;

- услуги связи для целей кабельного вещания;

- услуги почтовой связи;

- новый вид связи виртуальных услуг – Skype;

- и пр.

Не смотря на такое разнообразие видов связи, наибольшее распространение в потребительской сфере получили услуги подвижной радиотелефонной связи (сотовая связь).

Именно поэтому, в настоящей статье больше всего хотелось бы обратить внимание потребителей на услуги подвижной связи.

Как известно, отношения между оператором подвижной связи и абонента (потребителя) строятся на основании договора. Судя по обращениям граждан в консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Иркутской области» при заключении договора на оказание услуг связи потребители не всегда вчитываются в условия договора, а напрасно. Иногда компании связи, пользуясь безразличным отношением и невнимательностью абонента, включают в него условия, нарушающие права и интересы потребителя услуг. Сразу оспорить незаконные требования вряд ли удастся, так как оператор может не пойти на компромисс исходя из того, что условия договора стандартны для всех и их изменение не в его интересах. Но абонент может заявить об ущемлении своих прав позже, когда стороны оформили свои взаимоотношения. С этого момента применяются нормы гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей, они в первую очередь защищают интересы потребителя, а не исполнителя.

И до сих пор дискуссионным является вопрос о том, относятся ли к числу существенных условий договора тарифы на услуги подвижной связи, согласованные с абонентом при заключении договора и выборе определенного тарифного плана. Жесткая конкуренция на рынке услуг подвижной связи вынуждает операторов время от времени вносить определенные коррективы (изменения) в существующие тарифные планы, а также предлагать новые тарифные планы.

По общему правилу одностороннее изменение условий обязательства не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310 Гражданского Кодекса РФ).

Но поскольку законом такое право всё-таки предусмотрено, в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о связи, п. 32 Правил оказания услуг подвижной связи, оператор связи  вправе самостоятельно установить тарифы на услуги связи. Толкование указанных норм, по мнению Верховного Суда РФ, позволяет говорить о праве оператора подвижной связи вносить изменения в уже существующие тарифные планы и заключенные с абонентами договоры. Таким образом, вышеуказанное возможно в случае, если об изменениях оператор извещает абонента не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов.

Помните, что Вы как потребители всегда имеете право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг подвижной, почтовой либо иной связи, тарифах на них, сроках оказания услуг, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг связи, об ответственности операторов связи перед пользователями, поэтому требуйте разъяснений по всем непонятным для Вас пунктам в договоре.

Кроме того, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг связи вы вправе предъявить исполнителю претензию в течение 6 месяцев с даты оказания услуги связи, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии предъявляются в письменной форме.

В случае отказа исполнителя удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от исполнителя ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, вы имеете право подать иск в суд.

 

Помните! Знание своих прав, в том числе в сфере оказания услуг связи, в настоящее время просто необходимо.

По всем возникшим вопросам, Вы можете обратиться в Консультационный пункт отделения Защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии человека в Иркутской области» по телефонам 8(3952)54-13-37, 26-62-91 или по адресам: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51 оф. 515 (5-й этаж), ул. Можайского, 2а, каб. 17 (2-й этаж).