«Назад

Новеллы туристского законодательства

НОВЕЛЛЫ ТУРИСТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В современных условиях становления и развития рыночных отношений в России, законодательство постоянно меняется, однако, к сожалению, остается далеко несовершенным, что затрудняет правоприменительную практику и препятствует развитию предпринимательства в стране.

По материалам сайта www.baltinfo.ru свое личное мнение о том, что «переделывать законы без конца нельзя» высказывает лидер фракции ЛДПР Законодательного собрания Петербурга Елена Бабич.  И считает, что «законы в России плохо соблюдаются потому, что часто меняются, и люди не успевают следить за всеми корректировками».

В январе 2012 года на уровне президиума Госсовета в городе Саранске президент России Медведев Д.А. коснулся вопроса о том, что одним из проблемных сегментов потребительского рынка является сфера предоставления туристских услуг. После данного заседания глава России дал Правительству РФ ряд поручений по внесению изменений в некоторые отрасли российского законодательства.

В связи, с этим в Закон об основах туристской деятельности в РФ были внесены изменения, связанные с ситуацией, которая сложилась в выездном туризме - это участившиеся случаи невыполнения туроператорами взятых на себя обязательств перед туристами, в результате чего последних выселяют из отелей, не пускают на борт самолета. Финансовое обеспечение не успевает оперативно сработать, туристам нужна экстренная помощь в возвращении на родину.

Главное новшество - это появление в ст. 1 Закона о туризме именно понятия «экстренная помощь». Под экстренной помощью понимаются действия, связанные с организацией эвакуации туриста из страны временного пребывания, в том числе оплата услуг по перевозке и размещению, осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма.  В данном термине появляется новое определение - объединение туроператоров в сфере выездного туризма, которое будет за счет формирования компенсационного  фонда средств осуществлять экстренную помощь туристам в случаях, когда туроператор по каким-либо причинам (например, из-за банкротства) не исполнил или исполнил ненадлежащим образом свои обязанности по договору о реализации туристского продукта.

Неуплата компенсационного взноса в установленные сроки, повлечет исключение компании из объединения туроператоров и, как следствие, исключение из единого федерального реестра туроператоров, который ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Туроператор должен будет проинформировать туриста в письменной форме о возможности обратиться за оказанием экстренной помощи в объединение туроператоров в сфере выездного туризма, а также указать способы связи с объединением: номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др. При получении туристом экстренной помощи, и при отказе от ее получения турист вправе обратиться к туроператору или в соответствующую страховую компанию с требованием о возмещении реального ущерба. Порядок и условия оказания экстренной помощи туристам Правительством РФ пока еще не определены.

Новым методом государственного регулирования рынка туризма был выбран единый федеральный реестр туроператоров. Следует знать, что часть сведений о туроператорах, внесенных в реестр, является общедоступной. Они публикуются не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а так же посредством размещения информации в сети Интернет на сайте Федерального агентства по туризму по адресу http://www.russiatourism.ru.

В связи с принятием новых изменений к сведениям, которые содержались в  федеральном реестре туроператоров будет добавлена информация об адресе официального интернет-сайта туроператора, действующего в сфере выездного туризма, объеме денежных средств, полученных туроператором за предыдущий год, о членстве туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.

Поправками также предусмотрены меры, позволяющие избежать злоупотреблений со стороны турагентов, действующих от своего имени. С 4 мая 2012 года в договоре с гражданином такие турагентства обязаны указывать туроператора, сформировавшего туристский продукт, и способы связи с ним. Тур­оператор обязан размещать на своем официальном сайте информацию о турагентах, осуществляющих продвижение туристского продукта.

Изменения в законе обсуждались многими, в том числе и представители страхового и туристического бизнеса обсудили новшества и к чему они могут привести в рамках телемоста Москва-Петербург проекта «Медиа-Среда», организованного агентством по связям со СМ и PR «Shadursky Promorion» в июне 2012 года.

 «Таким  образом, государство пытается отсечь недееспособных участников рынка», - высказал свое мнение Алексей Годин, заместитель директора московского филиала страховой компании «Северная казна».

«Наконец-то государство задумалось о российских туристах. В цепочке турагентство – туроператор – перелет – отель появился компенсационный фонд, чья деятельность должна защищать туриста и компенсировать риски в случае их возникновения. Со временем станет ясно заработает ли закон так, как он задуман. Новые страховые продукты, появление  саморегулируемой организации и компенсационного фонда, укрупнение участников рынка в силу больших взносов туроператоров, все это приведет к тому, что рынок станет более цивилизованным и прозрачным. Решением проблемы может стать и аудит туроператоров страховыми компаниями. На данный момент часть игроков туристического рынка работают «в серую», что дает им преимущества в страховых тарифах», - комментирует Дмитрий Мачихин, PR директор онлайн туристического сервиса OnlineTours.ru.

По информации сайта www.ins-ural.ru с  рынка уйдут слабые игроки, у которых нет финансовых возможностей застраховать свою ответственность, а значит туристов. Поправки в законе таковы, что страхование ответственности туроператоров стало дороже, кроме того, как уже говорилось выше, им придется отчислять деньги в компенсационный фонд, созданием и управлением которого займется правительство РФ. Такие затраты по силам далеко не всем.

И в заключение статьи хотелось бы выразить свое мнение о том, что изменения направлены, в большей мере, на защиту прав туристов (потребителей). Теперь всё будет зависеть от того, насколько добросовестно отнесутся исполнители туристских услуг к новым требованиям, установленным законодателем.

Как показывает практика  консультационного центра, туроператоры уже внесли изменения в свои договоры, однако, туристу не удается избежать нарушений со стороны недобросовестных туроператоров и турагентов, включающих в договоры о реализации туристского продукта всё новые условия, ущемляющие права потребителя.