«Назад

Окна ПВХ как не ошибиться при заключении договора

 

Проблемы, связанные с некачественной установкой пластиковых окон, либо ненадлежащим качеством самого изделия (окна) возникают достаточно часто. Большинство обращений потребителей приходится на осенний период. Связано это в основном с тем, что заказывать изготовление и установку пластиковых окон многие потребители предпочитают  летом. Недостатки же не всегда проявляются сразу, чаще всего если внешних  недостатков при приемке окон и подписании акта выполненных работ потребителем не выявлено, то они могут проявиться с наступлением первых заморозков, либо после выпадения обильного количества осадков.

В настоящее время существует значительное количество компаний, занимающихся изготовлением, а также установкой пластиковых окон и, несмотря на такое разнообразие, потребители предпочитают верить рекламе, а именно скидкам, которые якобы предоставляются отдельным категориям граждан, условиям бесплатной установки, не придавая значения при этом последствиям такой установки, и уж тем более не обращая внимания на то, какой договор с ними заключен и какие условия включены в текст самого договора. В действительности именно от условий договора зависит дальнейшая возможность удовлетворения отдельных требований потребителя (при возникновении недостатков) и если подойти к его заключению с большей ответственностью, то в дальнейшем можно избежать  многих отрицательных последствий и недоразумений.      

В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности гражданско-правовых договоров, которые необходимо помнить при заключении договоров  с компаниями (далее по тесту компания, исполнитель) по изготовлению и установке пластиковых окон.

Итак, договор, заключенный с исполнителем может быть как договором подряда (бытового подряда), так и договором купли-продажи, поэтому первое, на что необходимо обратить внимание потребителю, это предмет договора.

В первую очередь рассмотрим договор бытового подряда, в предмете которого должно быть указано об обязанности исполнителя изготовить окно в соответствии с необходимыми размерами (указанными в договоре), а также произвести установку изделий.

В данном случае потребитель, в случае обнаружения недостатков, будет иметь право на предъявление к исполнителю требований, касающихся не только качества самого изделия, но и качества его установки. В большинстве случаев определить по какой причине возник недостаток -  вследствие некачественности самого изделия, либо работ по их установке - может только экспертиза. Следовательно, если недостатки пластиковых окон, либо некачественная установка таковых замечена потребителем во время приемки результата работ, то все недостатки, которые обнаружены потребителем, должны быть отражены в акте приемки выполненных работ. В противном случае, то есть если недостатки явные и они не были отражены, а акт выполненных работ подписан, доказать их отсутствие в момент приемки будет проблематично.

Если же недостатки скрытые (то есть такие недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки работ), то рекомендуем ни на минуту не сомневаться, а писать компании претензию с указанием на обнаруженные недостатки и конкретные требования.

Очень часто написания претензии вполне достаточно, ведь по Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнитель в течение гарантийного срока обязан удовлетворить требование потребителя (кроме случаев, когда недостатки возникли по вине потребителя), при этом в случае необходимости провести экспертизу за свой счет (с обязательным уведомлением потребителя о времени и месте ее проведения).

В случае, если исполнитель отказывается принимать претензию и ставить отметку о принятии, то необходимо направить  ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При письменном отказе компании в удовлетворении требований, либо неполучении ответа, необходимо обращаться с исковым заявлением в суд, так как ни один надзорный орган не уполномочен обязать исполнителя выполнить требования, указанные в претензии.

Совсем по-иному обстоят дела, если заключен договор купли-продажи пластиковых окон. В данном случае в предмете договора должно быть указано, что исполнитель обязуется передать в собственность потребителя изделие, а потребитель принять и оплатить его. Следовательно, если в договоре нет условий, касающихся установки данного изделия, то и ждать ее потребителю бессмысленно.

Если же по счастливой случайности окна все же установлены компанией, то при предъявлении потребителем требований, касающихся качества установки, он (потребитель) может столкнуться с отказом в удовлетворении требований, причем довольно правомерным с точки зрения права..

Также, бывают случаи, когда в договоре все же прописывается условие об установке изделий, но которая осуществляется бесплатно, то есть компания просто совершает «акт доброй воли» и все расходы по установке «берет на себя». В таком случае, требования потребителя к качеству установки также практически бессмысленны. То же самое касается и судебного порядка предъявления требований (при условии заключения договора купли-продажи окон ПВХ), то есть они также в большинстве случаев не будут подлежать удовлетворению по той же причине – отсутствие обязательств со стороны компании по установке изделий. Более того, в суде потребителю ко всему прочему необходимо будет доказать, что окна были установлены специалистами. Из этого следует, при заключении договора купли-продажи можно предъявить требование к компании только в том случае, если недостатки обнаружены в самом изделии (брак изготовителя), а не возникли в процессе установки.

Еще на что следует обратить внимание потребителей – это на предъявление требований к размерам окон. Если потребитель подписал договор, в котором указаны конкретные размеры (вне зависимости от того, кем производились замеры  -непосредственно потребителем или же специалистами исполнителя) без каких-либо замечаний, то в дальнейшем он практически лишен права предъявлять какие-либо требования относительно несоответствия размеров изделия.

Часто потребители задают вопрос: «Почему надзорные органы не отслеживают, какие договоры заключаются с потребителями?». Для ответа на данный вопрос обратимся к Гражданскому кодексу РФ, который гласит, что «граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор)».

Как видим, не все так просто и по большому счету никто не виноват в том, что потребитель подписал договор, содержащий в себе условия не устраивающие его впоследствии. В данном случае, можно дать только один совет - перед подписанием договора внимательно ознакомьтесь с его содержанием, и если возникают какие-либо сомнения относительно дополнительных услуг, сроков выполнения работ, момента оплаты, и других вопросов, то попросите у компании необходимых разъяснений, либо требуйте внесения в договор изменений.

Устные требования потребителя, а также устные заверения представителя компании (например, о том, что договор составлен в соответствии с законом или о том, что компания всегда и все выполняет качественно и нареканий к ним нет), нигде, к сожалению, учтены не будут, так как доказать их практически невозможно.