«Назад

Оплата коммунальных услуг за временно проживающих жильцов

ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

ЗА ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЖИЛЬЦОВ

 

После вступления в силу Постановления Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»(далее Правила), управляющие компании пытаются найти различные лазейки, чтобы применить новые правила как можно лучше и выгоднее для себя, но при этом не всегда действуют по закону.

В связи с этим рассмотрим один из подобных случаев, с которым обратились потребители в консультационный центр отделения защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области».

Семейная пара ежемесячно оплачивали коммунальные услуги за квартиру, которая была у них в собственности с 2005 года, но сами они проживали в другой квартире.

При оплате коммунальных услуг за сентябрь, в квитанции значилось, что на 1 октября 2012 года задолженность составляет 15 рублей 29 копеек.

Придя в очередной раз оплачивать оказанные услуги, муж обнаружил, что в карточке лицевого счета указана задолженность в размере 39 162 рублей 24 копейки.

Семейная пара попытались разобраться в сложившейся ситуации. Они написали в Управляющую компанию одновременно претензию и заявление с требованием разъяснить причину образовавшейся задолженности и с указанием того, что они отказываются оплачивать эту сумму в связи с тем, что данный долг не признают.

В ответе на претензию Управляющая компания пояснила, что собственниками квартиры не было выполнено обязательство об уведомлении управляющей компании о факте и количестве проживающих в данной квартире людей, ссылаясь на пункты 33-55 новых правил, и указано, что перерасчет был произведен на основании акта. К ответу был приложен акт с подписями соседей, фиксирующий факт проживания в квартире граждан в количестве 3-х человек, и  расчет платы за период с 01 марта 2010 года по 31 августа 2012 года.

Таким образом, у потребителей возник вопрос, правомерны ли данные действия управляющей компании.

Действительно вступившими в силу 1 сентября 2012 года правилами, кроме иных изменений, установлена новая обязанность потребителя - информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Однако согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Это говорит о том, что обязанность по уведомлению управляющей компании о временно проживающих жильцах появилась  у потребителя только 1 сентября 2012 года в соответствии с новыми Правилами. До этого момента (например, в 2010 году) потребитель не мог знать о том, что он должен уведомлять исполнителя услуг о проживающих в его квартире временных жильцах, так как такой обязанности не существовало и законом закреплено не было.

Следовательно, начисления, произведенные управляющей компанией за период с 2010 года по 31 августа 2012 года, являются незаконными и необоснованными.

Рассмотрим еще один нюанс данной конкретной ситуации, насколько законно составление управляющей компанией акта, подтверждающего факт проживания в жилом помещении временных жильцов, на основании которого они производят перерасчет платы за коммунальные услуги.

Хотелось бы отметить, что, согласно Правилам при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами, которые  содержат в себе такие значения как количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

То есть, исходя из смысла закона, при отсутствии в квартире зарегистрированных граждан, управляющая компания не должна начислять платежи за коммунальные услуги, так как в жилом помещении их никто  не использует.

Вернемся к понятию «временные жильцы». Принимая во внимания положения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ, под постоянно проживающими в жилом помещении гражданами необходимо понимать граждан, для которых данное жилое помещение является местом преимущественного (то есть постоянного) проживания. Временно проживающие в жилом помещении граждане – это граждане, для которых данное жилое помещение является местом временного пребывания, и не являющееся местом жительства. В соответствии с вышеуказанными Правилами граждане обязаны регистрироваться в органах регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания.

Таким образом, факт постоянного или временного проживания граждане в жилом помещении может подтверждаться соответствующей записью органа, а не актом, который составляется управляющей компанией.

Практика начала складываться так, что для увеличения размера платы за коммунальные услуги управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, составляется акт о количестве проживающих в жилом помещении граждан. Данный акт составляется за подписью представителей управляющей компании и нескольких рядом проживающих граждан (соседей), в котором фиксируется фактическое количество проживающих в жилом помещении граждан и период, с которого граждане стали проживать. Так, ничего не подозревающий собственник жилого помещения получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой будет указано об осуществлении перерасчета за оказанные коммунальные услуги за период, который указан в акте.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 354 количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, написанного собственником или постоянно проживающим потребителем. Данное заявление должно содержать фамилию, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.

Подобные действия обслуживающих организаций, безусловно, нарушают права потребителя коммунальных услуг, поскольку начисление платы за коммунальные услуги  на основании составленного обслуживающей организацией акта не предусмотрено ни Правилами оказания коммунальных услуг, ни какими-либо иными нормативными актами.

В связи с этим наиболее эффективным способом является обращение с исковым заявлением в суд о признании действий обслуживающей организации незаконными и обязании осуществить расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с данными о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Таким образом, специалисты консультационного центра рекомендуют потребителям чаще задаваться вопросами о том, законно ли действуют  исполнители коммунальных услуг, предъявляя те или иные требования, и знать свои права, чтобы не допускать их нарушения в своей повседневной жизни.