«Назад

Основные права и обязанности сторон при оказании услуг легковым такси

Услуги легкового такси плотно вошли в жизнь человека и закрепились на рынке современных услуг. Для того, чтобы навестить друзей или родственников, добраться до университета, магазина, работы и даже выехать за город, мы часто пользуемся услугами легкового такси.

В самом начале статьи хотелось бы обратить внимание на то, что непосредственными исполнителями транспортных услуг являются лица, осуществляющие деятельность на основании получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Данное разрешение должно находиться в салоне автомобиля и предъявляться по требованию пассажира.

Для того, чтобы перейти к более простому восприятию и пониманию статьи, для начала раскроем такие понятия как фрахтовщик и фрахтователь в контексте потребительских отношений (то есть потребитель – физическое лицо, перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

Итак, фрахтовщик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (далее перевозчик).

Фрахтователь – это физическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (далее потребитель).

Само же легковое такси – это транспортное средство категории «M1» (транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения), используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор фрахтования может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем (потребителем) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика (перевозчика) или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.

Итак, договор фрахтования (договор перевозки) заключается на возмездной основе, при этом плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Перевозчик при оказании транспортной услуги должен выдать потребителю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна включать в себя следующие  обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика (перевозчика);

в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

г) стоимость пользования легковым такси;

д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Кроме этого, в квитанции допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

Маршрут перевозки определяется фрахтователем, но если указанный маршрут не определен, водитель обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. 

Теперь рассмотрим, какие требования предусмотрены непосредственно к транспортному средству, предназначенному для перевозки пассажиров, багажа и груза. Для отличия от других транспортных средств легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси должна быть нанесена цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

Так как потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об исполнителе, на передней панели легкового такси справа от водителя должна быть размещена следующая информация:

а) полное или краткое наименование перевозчика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Как всем известно, в любых правоотношениях, возникающих из возмездных договоров, стороны имеют не только права, но и обязанности. В связи с этим разберем права, обязанности и ответственность сторон на различных ситуациях, с которыми сталкиваются потребители в повседневной жизни.

Ситуация первая. Потребитель, заказал такси, диспетчер принял заказ, сообщив, что через десять минут подъедет автомобиль черного цвета с регистрационным номером ХХХ. Из дома потребитель вышел ровно через десять минут с момента совершения звонка, но автомобиля на месте не оказалось. Водитель подъехал на пятнадцать минут позже, чем предполагалось, из-за чего потребитель опоздал на работу и впоследствии был оштрафован работодателем. О том, что такси задерживается, а также о том, что оно подъехало к месту заказа, дополнительной информации предоставлено не было. Какая информация о заказе должна предоставляться перевозчиком? Какие права имеет потребитель в рассматриваемом случае?

Если Вы пользуетесь услугами легкового такси, то Вы должны знать, что при обращении потребителя к перевозчику, перевозчик обязан:

- зарегистрировать принятый к исполнению заказ потребителя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: номер заказа; дата принятия заказа; дата выполнения заказа; место подачи легкового такси; марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор потребителем марки легкового такси; планируемое время подачи легкового такси.

- по прибытии легкового такси к месту его подачи перевозчик сообщает потребителю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя, и фактическое время подачи легкового такси.

Таким образом, право потребителя было нарушено не только нарушением сроков оказания услуги, но и непредставлением необходимой информации, а именно не было сообщено о фактическом времени подачи такси.

В случае непредоставления транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, перевозчик обязан уплатить потребителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Потребитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в данном случае убытками будет являться денежная сумма, на которую потребителя оштрафовал работодатель).

Следующий случай. Потребитель в пути захотел пить, попросив водителя остановиться у магазина, он договорился, что тот подождет его пять минут. Из магазина потребитель вышел через десять минут, но такси уже не было. Прав ли в этой ситуации перевозчик?

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае простоя легкового такси, связанного с ожиданием потребителя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного сторонами времени или свыше оплаченного потребителем времени. Таким образом, в данном случае перевозчик не нарушил права потребителя. Кроме этого перевозчик вправе:

-  отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если предлагаемый потребителем маршрут или поведение потребителя может создавать угрозу безопасности водителя;

- отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади легковым такси, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

И последняя ситуация, которую мы рассмотрим в данной статье - это отказ потребителя от пользования транспортным средством. Итак, потребитель заказал такси, но через некоторое время передумал ехать на такси и уехал, не дождавшись транспортного средства, на общественном транспорте. Какую ответственность понесет потребитель?

В таком случае потребитель обязан уплатить перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Перевозчик также вправе потребовать от потребителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

И последнее, на чем кратко остановимся – это ответственность потребителя за перевозимый багаж.

За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, потребитель уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа. Информация о предметах, перевозка которых в составе багажа запрещена, предоставляется в правилах пользования соответствующим транспортным средством. В легковом такси должны находиться такие правила, которые предоставляются потребителю по его требованию.

Итак, мы рассмотрели самые насущные вопросы, с которыми могут столкнуться потребители, пользующиеся услугами такси. Если вы убеждены, что ваши законные права нарушены, вы вправе обратиться с письменной претензией к перевозчику по месту его нахождения. Перевозчики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение  30 дней со дня получения соответствующих претензий. Претензии к перевозчикам, могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

К сожалению, не всегда перевозчики соблюдают нормы закона. Потребители же, в свою очередь, не всегда готовы доносить информацию о нарушении их прав в уполномоченные органы. Обращаем внимание, что заставить перевозчика соблюдать те или иные обязательства можно только при помощи сознательных пассажиров, которые не молчат и сообщают о фактах нарушения их прав.

В случае выявления нарушений правил перевозок пассажиров и багажа легковыми такси потребителям следует обращаться в:

- Управление ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Володарского, 2а);

- Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Иркутской области межрегионального УГАДН по р. Бурятия и Иркутской области (г. Иркутск, ул. Партизанская, 79);

- Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 8);

- По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений (Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» по адресу: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, каб. 515).