«Назад

Пропала посылка

Пропала посылка

 

В преддверии праздников, а также во многих других случаях, у граждан может возникнуть идея - отправить подарок своим родным, близким, друзьям, проживающим в другом городе или стране, посредством услуг почтовой связи.

В последнее время на форумах различных интернет-сайтов всё чаще  обсуждаются вопросы, касающиеся ответственности операторов почтовой связи в связи с утерей почтового отправления. Потребители, порой, не знают, как поступить, куда обращаться, чтобы защитить свои права, как возместить убытки, понесенные в связи с пересылкой почтового отправления и его утерей. В связи с этим, хотелось бы предостеречь потребителей от ошибок, которые могут быть ими совершены при заключении договора на оказание услуг почтовой связи.

Часто у потребителей возникают вопросы:

- можно ли обычную квитанцию или чек считать договором?

- какую ответственность несет оператор почтовой связи, если письмо, посылка или иное почтовое отправление оператором связи утеряно?

- можно ли от оператора связи требовать неустойку за нарушение сроков пересылки почтового отправления?

- и многие другие.

Отвечая на эти и другие вопросы, юрисконсульты консультационного центра  отмечают, что фактом заключения договора на оказание услуг связи между потребителем и оператором является квитанция, чек, или какой-либо иной документ, выдаваемый оператором почтовой связи и подтверждающий оплату услуг потребителем.

Что касается ответственности оператора связи за утерянное почтовое отправление, а также за нарушение сроков оказания услуги, то данному вопросу следует уделить особое внимание.

В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи»за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

При этом убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:

- в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления);

- в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.

Таким образом, видно, что возмещение убытков (то есть стоимости утерянного или поврежденного отправления) напрямую зависит от указания размера объявленной ценности.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 % платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В связи с этим настоятельно рекомендуем потребителям:

- указывать действительную стоимость отправления, не смотря на то, что размер платы за пересылку будет выше;

- требовать у оператора разъяснений, дополнительной информации о том, что осталось непонятным;

- внимательно изучать документы, которые оператор связи просит подписать.

 В этом случае, потребители смогут себя обезопасить, хоть как-то подстраховать свои риски, связанные с утерей почтовых отправлений.

Для примера приведем случай из практики. Потребитель, назовем его Кирилл, путешествуя по миру, в Гонконге приобрел себе фотокамеру стоимостью 42 000,00 рублей. В процессе эксплуатации в товаре проявился недостаток, и Кириллу необходимо было направить фотокамеру продавцу на ремонт. Так как в Иркутске по гарантийному талону отремонтировать фотокамеру не представилось возможным, Кирилл заключил с оператором почтовой связи (EMS) договор на оказание услуг связи - на пересылку международного почтового отправления из Иркутска в Гонконг.

При оформлении документов на пересылку, оператор почты России пояснила, что если сумма объявленной ценности и тарифа за пересылку превысит 10 000,00 рублей, то придется дополнительно оплачивать таможенную пошлину. Кирилл указал объявленную стоимость 7 000,00 рублей и тариф за пересылку составил 2 370,00 рублей. Об ограниченной ответственности оператор связи Кириллу ничего не сказала.

Случилось так, что фотокамера при пересылке была утеряна. Кириллом были предприняты все возможные меры для того, чтобы камера нашлась (предъявление заявления оператору почтовой связи на розыск отправления, заявление на возмещение убытков), но почта России так и не удовлетворила требования своего заказчика.

Кириллу пришлось обращаться в судебные органы с исковым заявлением. В ходе судебного разбирательства было выяснено, что оператор почтовой связи ввела Кирилла в заблуждение, предоставив недостоверную информацию. В действительности никакие таможенные пошлины при пересылке из Иркутска в Гонконг таможенные органы (и, следовательно, оператор почтовой связи) не взимают.

При защите своих прав, Кирилл требовал возмещения убытков за предоставление недостоверной информации (этот факт в суде был доказан) в размере стоимости фотокамеры, неустойки, тарифа за пересылку, суммы, оплаченной за представительство интересов в суде и штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя за неудовлетворение исполнителем требований потребителя в добровольном порядке.

Требования о возмещении стоимости фотокамеры было удовлетворено в размере 6 287,88 рублей, что соответствует 130 СПЗ (подробнее об этом ниже). Основания удовлетворения данного требования были следующими.

В силу правил оказания услуг почтовой связи, услуги EMSотносятся к иным услугам. Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи. Согласно внутреннего Положения оператора связи в случае утраты, полного хищения или полного повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет  право на возмещение в размере документально подтвержденной стоимости утраченного вложения (то есть объявленной ценности), но не более 130 СПЗ, и уплаченного тарифа.

СПЗ, согласно финансовому словарю, это специальное право заимствования. Искусственная денежная единица, используемая Международным валютным фондом для межгосударственных и межбанковских расчетов (Центральные госбанки).

Итак, суд при удовлетворении требований, применил документ, который оператор связи утверждает самостоятельно.

Таким образом, суд удовлетворил требования Кирилла частично,  убытки в размере 8 657,88 рублей, неустойка - 2 370,00 рублей, компенсация морального вреда 1000,00 рублей, расходы на оплату услуг представителя 1000,00 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке 6 513,90 рублей. Всего 19 541,78 рублей.

В связи с этим, Кирилл намерен обжаловать решение суда.

Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы обратить внимание на то, чтобы потребители не шли на поводу у работников различных организаций, с которой заключается договор, не верили им «на слово». Лучше расспросить друзей, знакомых, сталкивались ли они с подобной ситуацией, как ситуация развивалась и чем закончилась.

У множества организаций в наше время есть официальные сайты, на которых размещена информация об услуге, номера телефонов горячей линии, по которым можно связаться с исполнителем услуг и этим нужно пользоваться!