«Назад

Сроки проведения проверки качества товара

 

На базе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усолье-Сибирское и Усольском районе осуществляет свою деятельность консультационный пункт для потребителей. Основным направлением деятельности пункта является оказание консультативных услуг, способствующих защите прав потребителей.

С начала 2012 года в консультационный пункт за консультациями обратилось 605 потребителей. Наиболее частыми вопросами при обращении являются: нарушение прав потребителей при обнаружении недостатков в  технически сложных товарах, в том числе мобильных телефонов (имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями), что составляет 37% от общего числа обратившихся потребителей.

Основное количество обращений связанно с нарушением сроков удовлетворения требований в добровольном (досудебном) порядке.  В связи  с чем  хотелось бы обратить особое внимание потребителей на данное нарушение и разобрать его на конкретном примере из практики консультационного пункта г. Усолье-Сибирское.

Потребитель приобрел сотовый телефон с сенсорным экраном, через два месяца  телефон перестал работать. При обращении к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств, потребитель получил отказ в связи с тем, что сотовый телефон является технически сложным товаром, однако продавцом было предложено провести проверку качества товара. Покупатель согласился, однако после истечения сроков установленных Законом телефон не был возвращен, в связи с чем потребитель обратился в консультационный пункт г. Усолье – Сибирское.

Действительно с 24 ноября 2011 года, вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации 10 ноября 2011 года № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» согласно которому, данный сотовый телефон с сенсорным экраном входит в этот перечень.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее Закон) в отношении технически сложного товара потребитель по истечении 15 дней со дня передачи потребителю товара, в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в одном из следующих случаев:

1. обнаружение существенного недостатка товара;

2. нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Однако, предложив провести проверку качества, продавец ввел потребителя в заблуждение, так как в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу товара, а не проверку качества. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20,21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующего требования.

В данном случае потребитель предъявил требование о расторжении договора, таким образом, у продавца есть 10 дней, чтобы провести экспертизу товара и в случае выявления существенного недостатка товара, удовлетворить требование о расторжении договора купли-продажи и возвратить уплаченные за товар денежные средства.

Поясняем, чтосущественный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Получив разъяснения от специалиста консультационного пункта в г. Усолье-Сибирское, потребитель согласился с предложением продавца, передал сотовый телефон на проверку качества, что подтверждается документом (квитанцией).

Обращаем Ваше внимание, что при передаче товара продавцу в акте приема-передачи товара, должны быть указаны следующие сведения:

§  наименование продавца;

§  дата принятия товара продавцом;

§  полное наименование товара (марка, идентификационный номер и т.п.);

§  полное описание появившегося недостатка товара;

§  цель, с которой принят товар (проверка качества без проведения ремонта либо безвозмездное устранение недостатков);

§  срок проверки качества (устранения недостатка) товара.

§  описание внешнего вида товара (наличие (отсутствие) царапин, сколов, вмятин).

           

            В связи с несоблюдением сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, согласно п.2 ст. 23 Закона у потребителя появилось основание по своему выбору предъявить иные требования, установленные п.1 ст.18 Закона, что потребитель и сделал, предъявил требование о расторжении договора купли-продажи в связи с нарушением срока проведения проверки качества товара.

Продавец проигнорировал требование покупателя о возврате денежных средств, ошибочно полагая, что в суд потребитель не обратится.

Получив дальнейшую юридическую помощь от консультационного пункта потребитель обратился за защитой своих прав в суд. В исковом заявлении попросил суд расторгнуть договор купли-продажи, обязать продавца вернуть уплаченные за товар денежные средства, выплатить неустойку за невыполнение требований потребителя, а так же взыскать с продавца штраф 50% в пользу потребителя за недобровольное удовлетворение требований.

Мировой судья удовлетворил исковое заявление потребителя в полном объеме.

Уважаемые потребители, специалисты по защите прав потребителей советуют: настойчиво требовать выполнения обязательств, принятых на себя продавцом товаров или исполнителем работ (услуг) установленных Федеральным Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, поскольку результат того стоит.

 

За консультацией в сфере защиты прав потребителей, Вы можете обратиться в консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Усолье-Сибирское, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина 73,  тел. 8(39543) 6-79-24.