«Назад

Что должен знать потребитель о соковой продукции

Соки и иная соковая продукция, пожалуй, востребованы в любое время года и спрос на данный товар мало зависит от уровня доходов населения.

В настоящее время на полках магазинов, супермаркетов, розничных рынках потребителям представлен широкий выбор как отечественной, так и импортной (зарубежной) соковой продукции, в связи с чем рядовому потребителю, не обладающему специальными познаниями, трудно разобраться и практически невозможно отличить качественный продукт от некачественного.

Стоит отметить, что основные требования к соковой продукции из фруктов (овощей), находящейся на территории Российской Федерации, в том числе требования к маркировке, процессам производства, хранения, перевозки и реализации регламентированы Федеральным законом  от 27.10.2008г №178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (далее Технический регламент).

В первую очередь, необходимо определиться, что же такое сок (соковая продукция) и рассмотреть его основные виды.

Итак, сок – это жидкий пищевой продукт, который несброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов (овощей) путем физического воздействия на эти съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов (овощей) пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства.

Соки, в зависимости от способов их производства и обработки фруктов и (или) овощей, бывают следующих видов:

- сок прямого отжима - сок, произведенный непосредственно из свежих или сохраненных свежими фруктов (овощей) путем их механической обработки;

- свежеотжатый сок - сок прямого отжима, произведенный из свежих или сохраненных свежими фруктов (овощей) в присутствии потребителей и не подвергавшийся консервированию;

- восстановленный сок - сок, произведенный из концентрированного сока или концентрированного сока и сока прямого отжима и питьевой воды;

- концентрированный сок - сок, произведенный путем физического удаления из сока прямого отжима части содержащейся в нем воды в целях увеличения содержания растворимых сухих веществ не менее чем в два раза по отношению к исходному соку прямого отжима. В концентрированный сок могут быть добавлены концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, произведенные из одноименного сока либо из одноименных фруктов или овощей;

- диффузионный сок - сок, который произведен путем извлечения с помощью питьевой воды экстрактивных веществ из свежих фруктов (овощей) либо высушенных фруктов (овощей) одного вида, сок из которых не может быть получен путем их механической обработки. Диффузионный сок может быть подвергнут концентрированию, а затем восстановлению.

В связи с тем, что не из всех фруктов можно сделать сок, соковая продукция из банана, вишни, персика и некоторых других видов фруктов может встречаться в магазинах только в виде нектара, сокосодержащего напитка или морса.

Таким образом, к соковой продукции также относятся:

- фруктовый (овощной) нектар;

- фруктовый (овощной) сокосодержащий напиток;

- морс;

- фруктовое (овощное) пюре и др.

Не смотря на многообразие способов получения соковой продукции, самым важным является то, что она не должна причинять вред жизни или здоровью граждан и должна соответствовать требованиям к безопасности соковой продукции из фруктов (овощей), в части гигиенических и микробиологических показателей.

Упаковка соковой продукции из фруктов (овощей) должна обеспечивать сохранение безопасности этой продукции на всех этапах обращения при соблюдении установленных для нее условий перевозки и хранения.

На потребительской упаковке должна быть произведена маркировка соковой продукции в части добавленных в нее компонентов.

Так, в соответствии с Техническим регламентом запрещается:

- добавление в свежеотжатые соки концентрированных натуральных ароматообразующих фруктовых или овощных веществ;

- использование ароматизаторов, в том числе натуральных, искусственных ароматизаторов, ароматизаторов, идентичных натуральным ароматизаторам, при производстве соков, фруктовых (овощных) нектаров, пюре, концентрированных соков и концентрированных фруктовых (овощных) пюре.

Использование концентрированных натуральных ароматообразующих фруктовых или овощных веществ и (или) натуральных ароматизаторов допускается только при производстве морсов.

Кроме требований к качеству и безопасности рассматриваемой продукции, существуют также особенности маркировки ее потребительской упаковки. К указанным особенностям относятся:

- наименование соковой продукции должно включать в себя наименование фруктов и (или) овощей, использованных для производства или производные от них слова, независимо от их последовательности. Так вместо слов: «фрукты», «ягоды», «овощи» или «фруктовый», «ягодный», овощной» могут использоваться, например, слова: «фруктовый сок», «сок из ягод», «овощной нектар», «морс из ягод» и т.д;

- наименование соковой продукции произведенной из двух и более видов фруктов (овощей) должно включать в себя наименование этих фруктов (овощей), входящих в состав и указываться в порядке убывания объемной доли соответствующих сока и (или) пюре. Например, если сок яблочно-персиковый, значит, яблок в нем будет больше. Изготовленная из трех и более видов продукция может содержать слова «смешанный фруктовый», «из смеси ягод», «мультифруктовый».

- информация о способе производства и обработке сока также доводится до сведения потребителя в наименовании продукции или в непосредственной близости от этого наименования (например, «прямой отжим», «восстановленный», «концентрированный», «с добавлением сахара», «с сахарами», «с подсластителями», «с солью», «с медом», «с пряностями», «обогащенный» и т.д.);

- на потребительских упаковках соковой продукции из фруктов и (или) овощей размещение надписи: «Осветленный» осуществляется только в случае, если массовая доля осадка не превышает 0,3 процента.

- графические изображения фруктов (овощей), соки (пюре) из которых не были использованы при производстве конкретной соковой продукции из фруктов (овощей), не должны наноситься на ее потребительскую упаковку.

- на потребительской упаковке сока должны быть указаны рекомендации об условиях хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

Особое внимание следует обратить на то, что соковая продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным Техническим регламентом в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.

Исключение составляют:

- новая соковая продукция (то есть продукция, которая впервые разрабатывается и внедряется в производство на территории РФ или впервые ввозится и реализуется на территории РФ);

- соковая продукция, предназначенная для детского питания. Такая продукция подлежит оценке соответствия в форме государственной регистрации, следовательно, продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Торговые организации обязаны ознакомить потребителя по его требованию с указанными выше документами, которые должны храниться у продавца до окончания реализации продукции.

Ни для кого ни секрет, что к производству товаров детского питания (в том числе и детских соков) предъявляются более жесткие требования. Так, например, для детей раннего возраста запрещается добавление в соковую продукцию из фруктов (овощей) ароматизаторов и подкрашивающих экстрактов, а также пряностей и их растительных экстрактов, за исключением базилика, ванили, гвоздики, душистого перца, кориандра, корицы, лаврового листа, лука, орегано, петрушки, сельдерея, сладкого белого перца, тмина, укропа, чеснока.

Кроме того, соковая продукция из фруктов (овощей) для детей раннего возраста, содержащая фруктовую (овощную) мякоть, должна быть гомогенизированной и должна выпускаться в обращение в упаковках не более чем 0,35 литра.

На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов (овощей) для детского питания в наименовании такой продукции или в непосредственной близости от него должны быть указаны слова «для детского питания» или иные отражающие предназначение такой продукции для питания детей слова, а также размещены информация о возрастной категории детей, для которых предназначена такая продукция, и рекомендации об условиях и о сроке хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

В заключение хотелось бы обратить внимание потребителей на то, что не смотря на довольно жесткие требования к изготовителям соковой продукции, достаточно часто на прилавках магазинов можно встретить товар, не соответствующий предъявляемым требованиям. В связи с этим рекомендуем потребителям при покупке соковой продукции обращать внимание не только на внешний вид и целостность упаковки, сроки и условия  хранения товара, но и на наличие информации о товаре. Не покупайте продукцию в неустановленных (несанкционированных) местах, заботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких.

 

Дополнительную информацию на тему продуктов питания, вы можете прочитать на нашем сайте, перейдя по ссылкам:

 

Маркировка пищевой продукции. Информация для потребителей.

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

Возврат некачественных продуктов питания

Хранение пищевых продуктов

Требования к реализации биологически активных добавок

Требования к наименованию пищевых продуктов

Как определить срок годности продуктов

Как выбирать продукты питания. Право потребителей на информацию о товаре.