«Назад

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ АВТОВЛАДЕЛЬЦУ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В АВТОСЕРВИС

     К сожалению, все автомобили, независимо от того, где и кем они произведены, периодически ломаются, и для каждого автомобилиста это, как минимум, дополнительные расходы, причем в большинстве случаев достаточно не малые и, конечно же, возникает дилемма по поводу организации, которой можно доверить свое транспортное средство. При этом многие сталкиваются и с более сложными проблемами, например, когда автомобиль после ремонта (или неоднократного ремонта) в автосервисе, просто не заводится, а исполнитель отказывается устранять недостатки и возвращать денежные средства и обязать его это сделать бывает очень трудно, в большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия соответствующих документов, подтверждающих ремонт автомобиля. В связи с этим, многим автовладельцам стоит знать свои права и  основные способы защиты этих прав.

     В данной статье мы постараемся разъяснить некоторые вопросы, которые возникают у автовладельцев вследствие обслуживания своих автомобилей в автосервисе.

     Итак, первое, что необходимо помнить потребителю – это наличие у него права на получение полной и достоверной  информации о работе. Сотрудники автосервиса обязаны информировать клиента об особенностях ремонта, при этом исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках работы. Информация должна быть донесена до потребителя не только в устной, но и  в письменной форме, посредством заключения с потребителем договора, который может быть заключен в форме заказ-наряда, квитанции или иного документа. Таким образом, договор (заказ-наряд, квитанция) должен содержать все необходимые сведения о работе (цена работ, срок сдачи и выполнения работ, марка, модель и цена автомобиля, гарантийные сроки, если они установлены, перечень выполняемых работ, перечень используемых запасных частей и материалов), об ее исполнителе (наименование и адрес организации исполнителя, ФИО лица, принимающего заказ, должность) и иные необходимые сведения, связанные со спецификой работ. Несмотря на четкое закрепление в нормативно-правовых актах условий, необходимых для включения в договор, многие потребители, дабы не тратить и без того драгоценное время, пренебрегают  рекомендациями заключать какие-либо договоры, а так же требовать от исполнителя те или иные документы, подтверждающие факт передачи автомобиля, оплату работ и иные действия с транспортным средством, и поступают так абсолютно напрасно. Конечно, бывают случаи, когда работы выполняются в присутствии владельца машины (например, ремонт шин, мойка автомобиля и т.д.), в этом случае оформлять договор не обязательно, но для подтверждения факта заключения сделки все же рекомендуем взять квитанцию, кассовый чек, либо иной документ с реквизитами организации и подтверждением оплаты работы.

     В тех случаях, когда ремонт занимает  достаточно много времени и есть необходимость оставить транспортное средство в автосервисе, потребителю, кроме договора,  необходимо требовать составления и выдачи акта приема-сдачи транспортного средства, в котором должна быть указана комплектность автомобиля, а также видимые наружные повреждения и дефекты. Документы на автомобиль (ПТС или свидетельство о регистрации) на время проведения работ не должны изыматься у владельца сотрудниками сервиса. Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество выполнения работ, не вмешиваясь в деятельность исполнителя.

     Для чего же, с юридической точки зрения, необходимо согласование всех условий в письменной форме?

     В соответствии с Гражданским кодексом  РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При отсутствии хотя бы одного существенного условия договор считается не заключенным, а правовые последствия признания сделки незаключенной состоят в том, что стороны обязаны вернуть все полученное по сделке.

     Потребителю следует также помнить, что условия договора, ущемляющие права потребителей или ограничивающие ответственность исполнителя, по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, являются недействительными, и в случае рассмотрения спора в судебном порядке, будут применяться положения, установленные законом. Так, например, большинство исполнителей устанавливают неустойку за нарушение сроков выполнения работ в размере 0,01 % от стоимости работ, в то время как законом предусмотрена неустойка 3%, в данной ситуации при задержке сроков выполнения ремонта исполнитель обязан выплатить неустойку в размере 3% за каждый день просрочки, независимо от того, какой размер предусмотрен договором.

     Таким образом, в случае если потребитель заключает с автосервисом договор, в котором явно содержатся условия, ущемляющие права потребителя или ограничивающие ответственность исполнителя, либо сталкивается с отказом автосервиса в заключении договора и не может добиться выдачи элементарной квитанции (чека) вообще, то в таких случаях рекомендуем обращаться с письменной жалобой в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

     Второе, на что хотелось бы обратить внимание потребителя – это то, что при выполнении работ по ремонту автотранспортного средства нередко возникает необходимость в проведении дополнительных работ, не указанных в договоре. В этом случае исполнитель обязан заранее сообщить об этом владельцу транспортного средства и приступить к выполнению дополнительных работ только в случае  согласия клиента. Если с клиентом связаться не удалось или он не согласился на увеличение  объема заказа, то выполнять дополнительные работы за плату исполнитель не вправе, как и обусловливать выполнение одних работ обязательным исполнением других (навязывание работ).

     При несогласии потребителя с проведением работ по устранению неисправностей, выявленных в процессе выполнения работ и угрожающих безопасности движения, или при невозможности в процессе ремонта автомототранспортного средства устранить указанные неисправности во всех экземплярах приемосдаточного акта либо в ином документе, подтверждающем приемку, производится запись о наличии таких неисправностей.

     И третье. Если при приемке работ потребитель обнаружил какие-либо недостатки или механические повреждения, которые не заявлялись при передаче автомобиля на ремонт, то их необходимо указать в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку автомобиля. Обращаем внимание, что если иное не предусмотрено договором, потребитель, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки).

     Потребитель, обнаруживший после приемки заказа несоответствие его исполнения договору или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан по их обнаружении известить об этом исполнителя в разумный срок.

     Какие же требования потребитель может предъявить автосервису при обнаружении недостатков выполненной работы?!

     Потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

- безвозмездного устранения недостатков;

- соответствующего уменьшения установленной за работу цены;

- безвозмездного повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

     Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или существенные отступления от условий договора.

     При возникновении между потребителем и исполнителем разногласий по поводу недостатков выполненной работы или их причин исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию потребителя направить автотранспортное  средство на экспертизу и оплатить ее проведение.

     Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений исполнителем условий договора или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, расходы на экспертизу несет сторона, по инициативе (требованию) которой она проводилась, а в случае назначения экспертизы по соглашению сторон - исполнитель и потребитель поровну.

     Если на выполненную работу гарантийный срок не установлен, то потребитель должен самостоятельно доказать, что недостатки возникли до принятия им результатов работ или по причинам, возникшим до этого момента.

      Для того, чтобы предъявить одно из вышеуказанных требований исполнителю необходимо написать письменную претензию. Претензия адресуется на имя руководителя того юридического лица, где был произведен ремонт автотранспотного средства. Претензия составляется в двух экземплярах. Один передается исполнителю, на другом сотрудник автосервиса ставит дату и отметку о принятии (дата, подпись, печать). Такой документ будет подтверждать факт официального обращения в автосервис.

Если спор не будет урегулирован в претензионном порядке и дело дойдет до суда, претензия с отметкой послужит доказательством того, что потребителем была предпринята попытка разрешить ситуацию миром.

     Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы дать следующие рекомендации:

     1. Перед сдачей автотранспортного средства в автосервис уточните всю необходимую и интересующую информацию о работах, сроках ее проведения, гарантийных обязательствах и т. д.

     2. Проконтролируйте, чтобы вся информация, доведенная в устной форме не противоречила условиям договора, а в случае отказа автосервиса в его заключении, требуйте выдачи договора или иного документа, подтверждающего факт заключения сделки.

     3. Принимая выполненные работы, внимательно осмотрите автомобиль на наличие внешних и иных дефектов, которые можно установить при обычном способе приемки и в случае выявления каких-либо дефектов обязательно зафиксируйте их в акте, либо ином документе, подтверждающем приемку товара.

    Как показывает практика, когда у потребителя на руках есть все необходимые документы, подтверждающие выполнение определенных работ в автосервисе, шансы разрешить ситуацию в нужном для потребителя ключе существенно возрастают.