«Назад

Что нужно знать, приобретая одежду

Кто-то любит ходить по магазинам чаще, кто-то реже, но каждый из нас в той или иной мере является потребителем. В данной статье мы поговорим о том, что нужно знать и на что нужно обращать внимание потребителю при приобретении той или иной вещи, а в частности одежды – брюк, юбок, платьев, шуб и т.п.

Придя в магазин за покупкой, потребитель надеется на то, что вещь будет куплена качественная, будет хорошо на нем смотреться, а также будет долго «служить». Кроме этого, любой покупатель будет очень рад, если продавец продаст понравившуюся ему вещь со скидкой.

Итак, что же нужно знать, приобретая одежду.

Первое, на что обращаем внимание потребителей – это то, что зачастую потребители ошибочно полагают, что продавец обязан устанавливать на вещь гарантийный срок.

Отношения между продавцом и потребителем регулируются, прежде всего, Законом РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок, при этом продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. То есть законом предусмотрено право, а не обязанность, изготовителя (продавца), устанавливать гарантийный срок.

Что это значит? Это значит то, что в том случае если на приобретенную вещь гарантийный срок не установлен и в ней обнаружится какой-либо недостаток, то доказывать по чьей вине возник этот недостаток должен потребитель. Если же, все-таки, изготовитель (продавец) установил гарантию, то обязанность по доказыванию причины возникновения недостатка (в течение гарантийного срока) возлагается на самого изготовителя (продавца).

Ситуация из практики. Потребитель приобрела в магазине вечернее платье, на которое гарантийный срок не был установлен продавцом (изготовителем). Придя домой и, примерив платье в более спокойной и располагающей обстановке, она обнаружила, что швы платья имеют пропуски (дыры), на некоторых деталях платья (рукава, подол) имеются затяжки. Обратившись на следующий день к продавцу с требованием вернуть деньги, она получила отказ. Продавец сослался на то, что потребитель могла накануне неаккуратно использовать платье по назначению, вследствие чего могли возникнуть указанные недостатки. В данном случае потребителю было рекомендовано самостоятельно обратиться в экспертную организацию с вопросами о том, что явилось причиной возникновения недостатков, была ли соблюдена технология пошива платья и другие, так как в рассматриваемой ситуации бремя доказывания причин и времени возникновения недостатков лежало на покупателе.

На самом деле подобные ситуации не редки, и, к сожалению, 100%-ой уверенности в том, что потребитель получит заключение эксперта с указанием на то, что недостатки возникли по вине изготовителя (продавца) нет. Иногда одежда в магазине продается длительное время и за это время она примеряется большим количеством покупателей. В процессе многочисленных примерок в швах одежды появляются надрывы, разрывы, затяжки и другие подобные мелкие дефекты. Эксперт, проводя экспертизу подобной вещи, если она была сшита качественно, скорее всего, укажет, что вещь имеет механические повреждения, то есть дефекты, которые возникли в процессе эксплуатации. В таком случае потребитель остается практически незащищенным, и рекомендация может быть лишь одна – тщательно осматривать приобретаемую вещь до того как ее оплатить её.

Следующее на чем остановимся – это сезонность вещей (например, шуба). В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» гарантийные сроки для сезонных товаров (если они установлены) исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Использование потребителем товара до начала наступления сезона имеет свои минусы. Во-первых, при выявлении недостатков уже сам потребитель несет бремя доказывания причин их возникновения (то есть вынужден проводить экспертизу за свой счет) и только в том случае если докажет наличие производственного дефекта, вправе предъявлять предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей»  требования к продавцу. Во-вторых, если недостаток товара является следствием нарушения потребителем сроков сезона,  продавец освобождается от ответственности.

Таким образом, во избежание неприятных ситуаций, специалисты консультационного центра рекомендуют использовать вещи с момента наступления сезона, для которого данные вещи предназначены.

Третье, это то, что касается обмена и возврата одежды. Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит в себе положения, предусматривающие право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Однако необходимо отметить, что существует перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Что касается одежды, то в данный перечень входят только лишь швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные). То есть товары данной группы (если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации)  обменять либо вернуть нельзя.

Бывают случаи, когда продавец размещает в магазине надпись либо сообщает устно о том, что чулочно-носочные изделия не подлежат возврату и обмену. Это действительно так, но только в том случае, если товар надлежащего качества, то есть в нем отсутствуют какие-либо недостатки. Если же товар имеет недостатки, возникшие по вине продавца (изготовителя), то потребитель имеет полное право требовать возврата уплаченных за товар денежных средств.

Вопрос из практики: Шуба куплена летом, а примерили ее только с наступлением холодов (поздней осенью). Можно ли ее обменять, если она не подошла по фасону? Здесь ответ только один - обменять качественный товар, который не подошел по основаниям, предусмотренным Законом РФ «О защите прав потребителей» можно только в течение 14 дней с момента покупки (а не с момента наступления сезона).

Четвертое, на что хотелось бы обратить внимание потребителей, это приобретение вещей, в частности одежды, на распродажах и (или) по уценке (либо со скидкой).

 Часто продавцы, пользуясь неграмотностью потребителей, при продаже товара с распродажи указывают «товар, купленный на распродаже обмену и возврату не подлежит».

На самом деле при покупке товара на распродаже или по уценке (либо со скидкой) потребитель имеет все основания требовать возврата денег или обмена товара, даже если продавец заявляет обратное. Незаконно любое устное или письменное объявление о том, что товар, приобретенный со скидкой или на распродаже, обмену и возврату не подлежит. Потребитель должен знать, что в этом случае целиком и полностью его права нарушаются. Закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю абсолютно те же права, что при покупке по обычной цене.

Рассмотрим пример, когда потребитель приобрел на распродаже шубу за 10 тысяч рублей, которая до этого стоила 25 тысяч рублей, а дома перед зеркалом обнаружил, что шуба имеет недостатки, которые не были замечены в магазине - отсутствуют три нижних пуговицы, швы подклада имеют многочисленные разрывы. При обращении в магазин с претензией на имеющиеся недостатки, потребитель получает от продавца отказ в удовлетворении его требований о расторжении договора и возврате денег, Некоторые продавцы при продаже товара даже заставляют граждан расписываться на чеке: «ознакомлен, что товар со скидкой не подлежит возврату». Необходимо заметить, что такие «предупреждения» не имеют никаких правовых оснований, и потребитель, имея на то все основания, может потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата денег. Потребитель не имеет права требовать расторжения договора только в том случае, если при покупке он был осведомлен продавцом о наличии  этих недостатков. Опять же товар может быть возвращен продавцу при обнаружении иных необозначенных дефектов. Например, продавец сообщил только лишь об отсутствии пуговиц – это не может быть причиной возврата товара, а вот не заявленные разрывы в швах - законная и обоснованная причина для возврата товара.

И последнее, о чем поговорим в данной статье – это ярлыки, имеющиеся на одежде. Не нужно пренебрегать обозначениями, которые размещены на ярлыках. Порой потребители обращаются с проблемой, что вещь после стирки потеряла цвет, полиняла либо растянулась. То же самое касается глажения, сушки, отбеливания и пр. При общении с потребителем выясняется, что ярлыки были не замечены, либо потребителю неизвестна суть обозначения, либо другие причины несоблюдения правил эксплуатации вещи.

Таким образом, если на одежде ярлыки имеются, а потребитель их не заметил или не учел обозначения и постирал (отгладил, высушил и пр.) вещь, не соблюдая предусмотренные этим ярлыком рекомендации, то обращаться к продавцу с претензией на то, что товар был продан некачественный, практически бессмысленно. Если же ярлыков нет, либо на ярлыках отсутствует какая-либо информация, и продавец, в свою очередь, не сообщил о правилах эксплуатации вещи (правилах стирки, глажки, сушки и т.п.), то потребитель имеет полное право обратиться к продавцу и требовать возврата денег (замены вещи, устранения недостатков), если на вещь установлен гарантийный срок, а если он не установлен, то данные требования предъявляются после проведения потребителем независимой экспертизы вещи.

То есть причиной, по которой вещь стала непригодной к использованию, не всегда является вина продавца. Причиной могут служить и неверные действия самого потребителя.

Итак, как видно из всего вышесказанного, нюансов при приобретении и использовании вещи (одежды) достаточно много и это далеко не всё, и знать их все практически невозможно, именно поэтому специалисты отделения по защите прав потребителей - консультационного центра всегда рекомендуют потребителям обращаться за консультацией до того, как будут предприняты какие-либо действия по обращению к продавцу (изготовителю) с требованиями об обмене, замене или возврату одежды, а не после обращения.