«Назад

Возможен ли обмен телефона

Вопрос: Потребителем был приобретен сотовый телефон. В ходе его использования выявились особенности конструкции, которые потребителя не устраивают и о которых продавец-консультант при продаже не сообщил. Так же выявлены неисправности, имеющие периодический характер. Сервисный центр магазина отказывается регистрировать такие неисправности и предлагает провести диагностику телефона. Потребитель от диагностики  отказался. Можно ли расторгнуть договор купли-продажи и вернуть потраченные денежные средства, сославшись на ст. 25 Закона о защите прав потребителей и на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека? В данном письме объясняется, что «сотовый телефон» по ОК 005-93 имеет код ОКП 65 7140 и официально именуется «радиостанция приемно-передающая носимая» в то время как телефонный аппарат имеет код ОКП 66 7310. Магазин, скорее всего, ответит отказом, сославшись на п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в котором присутствует ссылка на «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции», а именно на 11 пункт в котором присутствуют «телефонные аппараты и факсимильная аппаратура». Насколько такой отказ буде правомерен и обоснован?

 

Ответ: В данном случае имеет значение, какой телефон был приобретен - сенсорный, либо кнопочный?

В случае, если телефон сенсорный, то он входит в перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства №924 . Перечень технически сложных товаров был расширен в ноябре 2011 года, так согласно п. 6 вышеуказанного перечня к технически сложным товарам относятся - оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Поэтому, если телефон можно отнести к таким товарам (с сенсорным экраном), то он является технически сложным и, как следствие, обмену не подлежит в любом случае.

Что касается Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об обмене сотовых телефонов», то оно было опубликовано еще в 2010 году (до внесения изменений в Постановление №924) и в настоящее время отсутствует, как на официальном сайте Управления Роспотребнадзора, так и в справочно-правовых системах.  

Стоит также отметить, что статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон №2300-1)  дает право потребителю на обмен качественного товара, который не был в употреблении (из Вашего обращения видно, что товар использовался и имеет неисправности), если он не подошел по форме, габаритам, комплектации, а не на расторжение договора купли-продажи.

В данной же ситуации, потребитель уже обращался к продавцу с указанием на недостатки товара, а также на несоответствие предъявляемым требованиям при покупке, поэтому если он обратится к продавцу с письменной претензией со ссылкой на статью 25 Закона №2300-1, то, скорее всего, откажут по нескольким причинам:

1. Товар был в употреблении;

2. Товар входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В случае, если в товаре действительно есть недостатки, то рекомендуем обратиться к продавцу с письменной претензией с требованием о расторжении договора купли-продажи.

Согласно п. 1 статьи 18 Закона №2300-1 в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

При этом, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Таким образом, для того, чтобы требования потребителя были удовлетворены, телефон необходимо сдать на проверку качества, при этом указать в претензии, чтобы ремонт не проводили.

Если же в товаре нет недостатков (то есть качественный), а телефон просто не соответствует требованиям, заявленным при покупке (например, отсутствует какая-либо необходимая функция в телефоне), то в этом случае также следует обратиться к продавцу с письменной претензией с указанием на п. 1 ст. 18 Закона №2300-1, в соответствии с которым потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Однако, в данном случае могут возникнуть трудности при доказывании того факта, что в момент заключения договора потребитель ставил продавца в известность о наличии конкретной функции (т. е. телефон с такой функцией являлся целью покупки). Если такие условия (требования о конкретной функции) договора розничной купли-продажи были оговорены устно, то потребитель имеет право сослаться на свидетельские показания.