«Назад

Невозвратный авиабилет

Вопрос: Приобрели авиабилет через интернет-сайт, специализирующийся по продажам билетов. В связи со сложившимися обстоятельствами, хотели вернуть билет, но компания отказала в возврате, объяснив это тем, что билет «невозвратный». Когда билет оформлялся, и потом на билете такой информации не было. Насколько правомерны действия продавца авиабилетов?

 

Ответ: В связи со вступлением в силу в июне 2014 года Федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» от 20.04.2014 г. № 79-ФЗ российские авиакомпании могут продавать невозвратные авиабилеты.

Изменения касаются, в том числе и условий прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе пассажира.

Так, в соответствии  пп.4 п. 1 статьи 108 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (например, аэропортовых сборов и др.).

Кроме того, согласно положениям п. 1.1 статьи 103 ВК РФ перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность установлена, в частности статьей 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Таким образом, на основании того, что Вам, как потребителю, не была предоставлена информация о возможности возврата билета можно требовать расторжения договора на условиях предусматривающих возврат провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (без удержания каких-либо денежных средств).

Кроме того, при покупке авиабилетов, как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир может вернуть уплаченную сумму в случаях, установленных в п. 2 статьи 108 ВК РФ  в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.