«Назад

Изношенные серьги

Вопрос: В мае 2014 года на юбилей родственники подарили золотые серьги. На момент покупки консультант ни сказал ни слова о том, что эти серьги не на постоянную носку (как я узнала позже от продавца при сдаче в ремонт, что они висячие и имеют свойство изнашиваться).  В начале октября я принесла серьги в магазин для обмена, т.к изделие перетерлось и развалилось на 2 части. Продавец настойчиво уговаривал меня на возможность отремонтировать изделие. Изделие отремонтировали, но никаких бумаг с мастерской мне не было вручено. Спустя примерно 5 месяцев изделие снова стерлось, после чего я приехала в магазин для  возврата изделия, но мне отказали в возврате денежных средств и предложили обмен после оценки в ломбарде приблизительно на 5000 т.р. Я отказалась и написала письменную претензию, через 2 недели я приехала снова в магазин и получила от продавца письменный отказ.
Цитирую: «На момент заключения договора купли - продажи изделие являлось изделием надлежащего качества. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 г. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта и замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврат или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, изделия из драгоценных камней металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества обмену и возврату не подлежат (п. 9 указанного выше перечня).

В соответствии с ОСТ 117-3-002-95 гарантийный срок на ювелирные изделия составляет шесть месяцев со дня заключения договора купли - продажи, таким образом, гарантийный срок на приобретенное Вами изделие, истек. Кроме того, из Вашей претензии не предоставляется возможным понять какой дефект имеют ювелирное изделие и что Вы подразумеваете под «износом» ювелирного изделия.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона "О защите прав потребителей" подтвердить факт производственного брака можно только по результатам экспертизы. Если у Вас имеются сомнения по поводу качества данного ювелирного изделия, предлагаем вам вернуть данное изделие, где оно было приобретено для проведения экспертизы, а так же надлежащим образом оформить документы, необходимые для принятия изделия на экспертизу. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли в следствии обстоятельств, за которые продавец не отвечает, Вы будете обязаны возместить продавцу расходы на проведение экспертизы а так же связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

На основании вышеизложенного, возврат денежных средств за приобретенное у нас изделие либо обмен его на другое изделие невозможен до получения результатов экспертизы.

Огромная просьба к  Вам, подскажите как действовать мне в такой ситуации ? Ведь с одной стороны я обратилась к ним с проблемой когда срок гарантии еще не истек, только они это ни как не зафиксировали почему то. Потом, сдавая, к примеру, на экспертизу товар, откуда я узнаю за какие обстоятельства отвечает продавец, что бы не повесили на меня все расходы, как и где проводиться эта экспертиза,  не в их же мастерской? 

 

Ответ: В первую очередь хотелось бы пояснить по вопросу обмена (с этим требованием, исходя из Ваших разъяснений, Вы обратились к продавцу первоначально в октябре 2014 года).

В соответствии со статьей 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" №2300-1  обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Кроме этого, Ваш товар относится к товарам, которые нельзя вернуть или обменять так как включен в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 (п. 9 Перечня).

На основании вышеизложенного и в связи с тем, что в Вашем случае речь идет о товаре НЕнадлежащего качества, Ваше первоначальное требование было неправомерным. В свою очередь, отказ продавца в обмене товара правомерен.

Исходя из описанной Вами ситуации, первое Ваше обращение (в период гарантийного срока в октябре 2014 г.) было в устной форме, и доказать факт того, что товар был сдан в ремонт и в нем уже устранялись недостатки теперь не получится (ввиду отсутствия у Вас каких-либо подтверждающих документов).  

В получении от продавца документов, подтверждающих ремонт товара, Вы были заинтересованы в большей степени, поэтому имели полное право требовать документ о ремонте.

По вопросу гарантийного срока поясняем следующее:

Несмотря на то, что первое Ваше обращение было в течение гарантийного срока, Вы согласились на ремонт, соответственно предъявили требование, установленное статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" №2300-1, этот факт подтверждается еще и тем, что Вы впоследствии забрали товар и пользовались им еще около 5 месяцев.

Так, согласно п. 6статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона. Таким образом, обязанность продавца по устранению недостатков в настоящее время отсутствует в связи с истечением гарантийного срока.

Что касается ответа на Вашу претензию, то он не совсем корректен (если конечно Вы в претензии не предъявили требование об обмене), так как ссылка на Постановление Правительства №55 не относится к рассматриваемой ситуации в связи с тем, что речь идет о товаре ненадлежащего качества, однако несмотря на то, что гарантийный срок истек продавец не отказывается провести экспертизу товара за свой счет (а такая обязанность у продавца есть только в течение гарантийного срока установленного на товар).

Согласно п. 5 статьи 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" №2300-1 в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

На основании п. 1 статьи 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

На основании вышеизложенного хотелось бы пояснить, что в связи с тем, что гарантийный срок на товар истек, бремя доказывания причин возникновения недостатка в товаре лежит на потребителе (то есть на Вас). Таким образом, Вам необходимо доказать, что недостаток возник не по Вашей вине (не в процессе эксплуатации товара), а в связи с тем, что товар некачественный. Доказать данный факт можно только  проведя экспертизу.

Если Вы не доверяете продавцу, то можете провести экспертизу самостоятельно.

В случае, если проведенная экспертиза товара будет в Вашу пользу и товар действительно не качественный, то продавец обязан удовлетворить Ваши требования. В случае, если в досудебном порядке продавец откажется удовлетворять Ваши требования, то необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.

Хотелось бы отметить, что при проведении экспертизы товара за свой счет Вам необходимо уведомить о месте и времени проведения экспертизы продавца, рекомендуем это сделать в письменной форме. В дальнейшем, если экспертиза будет в Вашу пользу продавец должен возместить Вам все Ваши расходы на проведение экспертизы.