«Назад

История развития и становления санитарно - эпидемиологической службы Иркутской области

 

 

История развития и становления санитарно - эпидемиологической службы Иркутской области

 

2017 год это юбилейный 95-й год создания санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

15 сентября 1922г. был подписан Декрет «О санитарных органах Республики», который подтвердил государственный характер санитарно-эпидемиологической службы, определил ее задачи, структуру и нормы, права и обязанности. Эта дата считается официальной датой создания государственной санитарно-эпидемиологической службы в России.

Однако история развития санитарно-эпидемиологической службы Иркутской области начинается с 1882 гогда, когда городской Думой на должность первого санитарного врача города Иркутска был приглашен М.Я.Писарев «по причине крайне антисанитарного состояния города, значительного роста смертности населения, отсутствия санитарной статистики».

По инициативе М.Я.Писарева в июле 1883г. городская Дума приняла решение об организации врачебно-санитарного совета, в обязанности которого входило решение всех санитарных и ветеринарных вопросов, вносимых городской управой на рассмотрение городской Думы. В состав врачебно-санитарного совета входили: городской голова-председатель совета, врачебный инспектор, председатель Общества врачей Восточной Сибири, городовой врач, старший врач губернской больницы, городской архитектор, губернский ветеринарный врач и др.

В 1892 году структура санитарной организации состояла из двух санитарных врачей, санитарного совета и санитарной комиссии. На последних возлагался текущий санитарный надзор, наблюдение за чистотой воздуха, почвы.

После М.Я.Писарева длительное время санитарным врачом города был Л.С.Зисман, который в 1908г. предложил на рассмотрение городской думе проект положения «Об организации врачебно-санитарного дела в Иркутске». В нем отмечалось, что существующий строй санитарного дела в Иркутске признан неудовлетворительным. Уровень инфекционной заболеваемости, санитарное состояние населенных пунктов обусловил необходимость активно заняться вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также потребовали более пристального внимания к организации учреждений санэпидслужбы области. Поэтому в 1911г. врачебно-санитарная организация была представлена в следующем виде: во главе всего медико-санитарного дела стоял врачебно-санитарный совет как коллегиальный орган; исполнительным органом врачебно-санитарного совета и управы было медико-санитарное бюро. В качестве подготовительного для врачебно-санитарного органа функционировало совещание городских врачей. Для диагностики и профилактики инфекционных заболеваний работала химико-бактериологическая лаборатория.

С 1922 года после подписания Декрета «О санитарных органах республики», жизнь и деятельность санитарных органов вступила в новую фазу. В Иркутской губернии образована медицинская служба и санитарно-эпидемиологический отдел.

Активные санитарно-противоэпидемические мероприятия, проводимые службой области в 1920-1930 гг., способствовали значительному снижению инфекционной заболеваемости, в том числе: сыпным тифом - в 26 раз, возвратным тифом - в 394 раза, натуральной оспой - в 25 раз; ликвидации холеры, чумы.

В 1937 году в Иркутской области уже работали 11 санитарно-эпидемиологических учреждений: дезстанция в г.Иркутске, санитарно-гигиеническая лаборатория в г.Иркутске и Ленинском районе, малярийная станция в г.Тайшете, малярийные пункты: в Тулуне, Куйтуне, Усть-Уде, санитарная станция в Куйтуне, две мясо - молочные контрольные станции в Иркутске, дезпункт с санпропускником в Тулуне и профамбулатории для медосмотра работников объектов питания.

Дальнейшее развитие служба получила в 1940 году, когда была создана межрайонная санитарно-эпидемиологическая лаборатория, преобразованная в 1943 в областную санэпидстанцию с лабораторией из трех отделений: бактериологического, химического, профилактического. Штат специалистов составил 9 врачей и 11 средних медицинских работников. Первым главным врачом была Надежда Петровна Катаева.

В начале войны приток эвакуированных резко изменил эпидемическую ситуацию в области. Малярия к концу войны стала регистрироваться на всех 42 административных территориях. Резко возросла заболеваемость дизентерией, сифилисом, несмотря на большие усилия по ее ограничению.

Несмотря на трудные военные годы, сеть санитарно-эпидемиологических учреждений росла, укреплялась их база, росло число врачебных кадров и средних медицинских работников. В год окончания Великой отечественной войны уже работали 43 санитарно-эпидемиологические станции, в которых трудились 112 врачей гигиенистов, эпидемиологов, бактериологов и 337 средних медицинских работников.

В 1946 году заболеваемость некоторым инфекциями удалось снизить до довоенного уровня (сыпной тиф, малярия), но ряд инфекций давал еще сравнительно высокие показатели (дифтерия, корь, брюшной тиф, туберкулез). В послевоенные годы принимались общественные меры по ликвидации санитарных последствий войны, по совершенствованию и развитию санитарно- эпидемиологической службы. Органам государственной санитарной инспекции были переданы функции государственного контроля по охране внешней среды, по предупредительному и текущему санитарному надзору, по организации противоэпидемической работы.

В 1948 году было проведено объединение ряда учреждений, расширены их права и обязанности. В 1950 году было уже 48 учреждений, в том числе шесть малярийных пунктов, две малярийные станции, шесть межрайонных СЭС (Иркутск, Черемхово, Бодайбо, Тулун, Тайшет, Куйтун), пастеровская и дезинфекционная станция.

Огромную роль в дальнейшем совершенствовании деятельности учреждений госсанэпидслужбы сыграло принятое на XIII съезде гигиенистов и эпидемиологов решение о целесообразности объединения функций предупредительного и текущего санитарного надзора и передачу всех функций санитарно-эпидемиологическим станциям.

В этот период государственные санитарные инспекции области (кроме областной) были объединены в одно учреждение и стали называться санитарно-эпидемиологическими станциями (санэпидстанциями), которые включали эпидемиологические группы, самостоятельные санитарно-гигиенические и санитарно-бактериологические лаборатории.

Наибольшее количество санэпидстанций приходилось на 1952 год (48 СЭС), что связано с административным делением области в этот период. В последующие годы в связи с укрупнением районов количество санэпидстанций сократилось, но они стали мощнее. В этот период на базе областной санэпидстанции были организованы радиологическая и вирусологическая лаборатории, лаборатория особо опасных инфекций, санитарно-карантинный пункт в аэропорту.

Послевоенное промышленное развитие было сложным, начался большой приток населения в города-новостройки (Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Шелехов, Саянск и др.). Строительство современных городов со всеми элементами благоустройства и санитарно-эпидемиологического обеспечения было задачей первостепенной, возникла необходимость решения санитарно - гигиенических проблем в градостроительстве и во всем комплексе мер охраны здоровья людей. Старые города имели низкий уровень благоустройства. Из 10 городов области и 35 районных центров лишь малая часть имела водопроводы централизованного типа. Радикальные мероприятия по благоустройству городов и рабочих поселков отставали от темпов развития промышленных центров.

Перед санитарно-эпидемиологической службой стояли важнейшие задачи по разработке и реализации планов санитарного благоустройства, санитарно-технических и архитектурно- планировочных мероприятий в отношении новых городов. В этот период санитарно-эпидемиологическая служба стала центром гигиенической и эпидемиологической диагностики и оздоровления населения, однако, устранение неблагоприятных последствий военного времени, гигиенические проблемы выдвигали новые, не менее трудные к разрешению задачи.

Значительна роль службы по контролю и пуском в эксплуатацию гидроэлектростанций, промышленных предприятий Иркутской области. Развитие лабораторной службы, увеличение объема исследований среды обитания человека позволило применять обоснованные требования к руководителям предприятий по внедрению природоохранных мероприятий, строительству водоочистных и газопылеулавливающих установок, в обеспечении доброкачественными продуктами питания и питьевой водой.

Начиная с 60-70-х годов 20 века в целях совершенствования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, получают дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологические станции с оперативными подразделениями.

Социально-экономическая система в стране оказывала огромное влияние на здоровье населения, его санитарно-эпидемиологическое благополучие. Восточная Сибирь является промышленно-сырьевой базой страны. В Иркутской области сконцентрированы крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной, металлургической, нефтехимической и химической промышленности, являющиеся источниками загрязнений окружающей среды. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выходят на первый план.

В новый период – период перестройки, в сфере обслуживания, общепита, торговли, наряду с государственными, появились частные структуры, куда пришли работать немало случайных людей, непрофессионалов. Именно в это время потребовалось усиление контроля за соблюдением санитарных требований, состоянием производственного лабораторного контроля за выпускаемой продукцией, гигиенического обучения новых декретированных групп, усиления санитарного просвещения.

В 1991 году открыта новая страница в истории санитарно-эпидемиологической службы России. 19 апреля был принят закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создана единая централизованная федеральная система. Этим законом служба была переведена на уровень централизованного управления с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и централизованным финансированием из федерального бюджета.

В 2000 годах, в период реализации административной и бюджетной реформ, проводимых правительством Российской Федерации, основные направления деятельности службы были связаны с совершенствованием и повышением эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора и нового для нас надзора в сфере защиты прав потребителей. С этой целью в 2005 году проведена реорганизация и формирование новой структуры службы, создана единая система органов и учреждений - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Новая структура службы была создана и в Приангарье: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) с территориальными отделами в городах и районах области и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» с филиалами.

Одним из важных итогов этих преобразований явилось, то, что удалось сохранить систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которая представляет собой единую федеральную централизованную службу с высокопрофессиональным кадровым потенциалом, мощной лабораторной базой.

В этот период реализация полномочий службы переходит на качественно новый уровень. Новое законодательство полностью меняет идеологию проведения контрольных (надзорных) мероприятий. С одной стороны законодательство определяет не препятствовать развитию бизнеса, а с другой стороны защищать права граждан на гарантированную безопасность товаров и услуг.

В настоящее время на территории Иркутской области федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей осуществляют и обеспечивают Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (Управление) с 13 территориальными отделами и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» (ФБУЗ) с 13 филиалами.

Кроме того, на территории Иркутской области осуществляют государственный надзор на специальных объектах: Восточно-Сибирский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту; Восточно-Сибирский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»; Межрегиональное управление №51 ФМБА России; Центр Госсанэпиднадзора МСЧ МВД России по Иркутской области; Отделение ГСЭН (территориальный г.Иркутск) ФГКУ 1026 ЦГСЭН Минобороны России; ГУФСИН России по Иркутской области; филиал ФКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по СФО в Иркутской области».

Научное сопровождение обеспечивает Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока.

Сегодня на контроле Управления Роспотребнадзора по Иркутской области находится более 40 тысяч объектов надзора во всех сферах экономики. Для реализации своих полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Иркутской тесно взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, различными ведомствами и службами как областного, так и федерального подчинения, общественными организациями.

Пройдя все ступени развития, преодолев многие сложности на своем пути, сегодня санитарно-эпидемиологическая служба стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим не только федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, но и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, обеспечивая не только безопасность товаров (работ, услуг), но и их надлежащее качество.

История службы области на всех этапах её развития связана с решением государственных задач – борьба с эпидемиями, преодоление последствий войн, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обеспечение надлежащих условий жизни, труда и отдыха населения.

В условиях экономических и социальных преобразований в нашем обществе основным показателем работы службы является стабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка и решение актуальных проблем в сфере защиты прав потребителей.

Подводя итоги пройденного пути необходимо отметить, что накопленный огромный опыт в профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, негативных воздействий на здоровье человека, в осуществлении защиты прав и законных интересов граждан послужит современной службе основой для решения актуальных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.