«Назад

О защите прав потребителей при организации детского отдыха

 

Самый актуальный вопрос для родителей в преддверии лета - организация детского отдыха, в том числе, в загородных оздоровительных лагерях.

Летнее оздоровительное учреждение (далее - лагерь) оказывает ребенку комплекс услуг (размещение, проживание, питание, медицинское обслуживание, организация досуга, занятия физкультурой и спортом и т.п.), включенных в стоимость путевки. 

Услуга отдыха детей в лагере регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.

При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах. У каждого лагеря должен быть план мероприятий на смену, с которым желательно ознакомиться до приобретения путевки. Рекомендуем также подробно ознакомиться с информацией об оздоровительном учреждении, размещенной на официальном сайте хозяйствующего субъекта, ознакомиться с отзывами других потребителей.

Реализация путевок осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом, между турагентом и туристом. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством культуры РФ).

В договоре должны быть четко прописаны:

1. местонахождение исполнителя (адрес лагеря), контактные телефоны,

2. сведения об имеющихся лицензиях,

3. сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке, который будет пребывать в лагере,

4. предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки - о порядке доставки детей до лагеря и обратно; о порядке размещения и условиях проживания, питания ребенка; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга,

5. сведения о стоимости путевки и порядке оплаты,  

6. права и обязанности сторон,

7. перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря,

8. условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг,

9. порядок полного возмещения убытков, причинённых потребителю вследствие некачественно оказанных услуг и т.д.,

10. порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора.

 

Безопасность отдыха в лагере

С 01.01.2017г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016г. №465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также  охраны их жизни и здоровья» (далее №465-ФЗ), направленный на совершенствование регулирования отдыха и оздоровления детей.

Федеральным законом №465-ФЗ уточнены обязанности организации отдыха детей и их оздоровления, которые должны создавать безопасные условия  пребывания в них детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, перевозки к местам отдыха и обратно, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности, наличие охраны  или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей.

В Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» также внесены изменения, согласно которым к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей; формирование и ведение реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.

К полномочиям органов местного самоуправления, к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся не просто организация отдыха детей в каникулярное время, а осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно положения п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона).

Положениями ст. 4 Закона закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствовать обязательным требованиям, в данном случае требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

В соответствии с ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей, следует предоставлять в следующем составе и формах:

1. организация и осуществление приема и размещения детей,

2. содействие в осуществлении в первоочередном порядке по отношению к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

3.обеспечение детей жильем, отвечающим государственным санитарно-эпидемическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности и профилактики травматизма,

4. предоставление детям полноценного питания, контроль за его организацией и качеством,

5. обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами,

6. предоставление детям возможности для соблюдения норм личной гигиены, включая пользование баней или душем, 

7. уборка жилых помещений и территории, на которой расположено учреждение,

8. обеспечение стирки, необходимой санитарной обработки постельного белья, своевременной его замены,

9. организация мелкого ремонта одежды и обуви детей, 

10. учреждения отдыха и оздоровления должны обеспечить защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства,

11. учреждениям отдыха и оздоровления детей необходимо соблюдать установленные федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции; недопустимо распространение продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Эти меры призваны обеспечивать здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей.

В случае некачественно оказанных услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона):

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона):

- назначить исполнителю новый срок;

- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель также имеет право на компенсацию морального вреда. Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона.

Для получения консультаций по вопросам защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Карла Маркса,8 или в Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» (г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51).