«Назад

9 ноября - Всемирный день качества. О контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в сфере потребительского рынка товаров и услуг.

 

Всемирный день качества проводится ежегодно во второй четверг ноября по инициативе ведущих международных организаций по качеству.

Проблема качества - одна из приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира. Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни: а это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека.

Цель Всемирного дня качества заключается в повышении значения качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.

Управлением  Роспотребнадзора по Иркутской области с 6 по 13 ноября проводится онлайн конференция на сайте irk.ru, посвященная всемирному дню качества. На вопросы, касающиеся нарушения прав потребителей различных видов услуг ответитруководитель Управления Роспотребнадзор  а по Иркутской области Алексей Николаевич Пережогин.

Анализ работы с обращениями граждан в сфере защиты прав потребителей, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, свидетельствует о том, что основная их доля связана с качеством приобретаемых непродовольственных товаров: технически сложные товары, мебель, обувь, швейные  изделия.  

За 9 месяцев 2017 года в Управление поступило 2300 обращений в сфере защиты прав потребителей, что составляет почти 50% от всех поступивших обращений.

Основными причины обращений являются продажа товаров ненадлежащего качества, непредставление продавцом полной и достоверной информации о товаре, нарушение сроков выполнения услуг, нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, нежелание продавцов рассматривать обращения потребителей в рамках действующего законодательства. Также, неоднократно поступали обращения граждан с просьбой дать разъяснения по поводу обмена товаров надлежащего качества.Значительное количество жалоб потребителей поступает на качество оказания бытовых услуг: ремонт и пошив обуви, одежды, изготовление мебели и пластиковых окон, дверей, химическая чистка одежды и другие.

В результате проводимых Управлением профилактических мероприятий, направленных на защиту прав потребителей, в добровольном досудебном порядке урегулировано 150обращений, потребителям возвращено 1450 т.р. Поводится работа по информированию и консультированию населения, а также хозяйствующих субъектов по вопросам законодательства о защите прав потребителей.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления остаются вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг. За 9 месяцев 2017 году общее количество обращений граждан в этой сфере составило 217. В отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, проведено 24проверки, за выявленные нарушения вынесено 23 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности, на рассмотрение в судебные органы направлено 3 материала.

Основной спектр нарушений прав потребителей платных медицинских услуг связан с непредставлением потребителям полной и достоверной информации об исполнителе, его местонахождении, подробных сведений об оказываемой услуге, используемых в работе материалах медицинского назначения. Установлены факты, когда медицинские услуги оказываются гражданам без оформления соответствующего договора. Нередко исполнителями (медицинскими учреждениями, организациями, индивидуальными предпринимателями) в договорах не регламентируются сроки оказания услуги.

Обращения граждан на оказание услуг связи в основном связаны с изменением операторами связи тарифов в одностороннем порядке, а также с требованиями имущественного характера (возврат денежных средств).

Всего за 9 месяцев 2017 года специалистами отдела по защите прав потребителейУправления Роспотребнадзора по Иркутской области в сфере потребительского рынка товаров и услуг проведено952проверки, по результатам которых вынесено 891 постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности, общая сумма наложенных штрафов за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей составила 4418 т.р.

В целях защиты прав потребителей в судах дано 33заключения, удельный вес заключений, по которым удовлетворены иски потребителей, составил 72,7%, в пользу потребителей присуждено 1400 т.р.

К примеру, при проведении плановой проверки в отношении Акционерного общества «МЭЛОН ФЭШН ГРУП» установлено, что в реализации находилась обувь с дефектами производственного характера: плохое формование в носочной части, разная ширина строчек, складки в пяточной части, клеевые пятна по затяжной кромке, разная по высоте в полупарах, пропуски стежковнарушение ниточного шва, наличие грязи на подошве, повторные строчки, растяжение шва в пяточной части, разное расстояние строчек от края.То есть обувь не прошла предпродажную подготовку и была допущена креализации.Кроме того, обувь продавалась без информации о местонахождении изготовителя и импортера. По результатам проверки снято с реализации 73 пары обуви на сумму 78,9 т.р., юридическое лицо привлечено к административной ответственности. Также установлено, что юридическое лицо при розничной продаже товаров, предназначенных для детей и подростков, допустило нарушения требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". Так, по результатам лабораторного исследования, джемпер для мальчиков торговой марки «Zarina» производства Китай не соответствовал требованиям технического регламента по химическим показателям: воздухопроницаемость и гигроскопичность. За данное нарушение в отношении юридического лица возбуждено административное дело и направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области для принятия решения. Кроме того, юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. В ответ на исполнение выданного предписания  Акционерным обществом «МЭЛОН ФЭНШ ГРУП» разработана и согласована с Управлением Роспоребнадзора программа мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением в магазине джемперов для мальчиков торговой марки «Zarina» производства Китайс нарушением требований технического регламента. Во всех магазинах ZARINAуказанная  продукция  снята с реализации и направлена на склад для утилизации.