«Назад

Что нужно знать родителям первоклассников

Что нужно знать родителям первоклассников

       Родителям следует знать, что право на обучение является конституционным правом личности. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и законом РФ «Об образовании».
       Родителям следует знать, что когда ребенок становится учеником школы, то они становятся участниками образовательного процесса.

        Поступление ребенка в школу не освобождает родителей от обязанности обеспечивать условия его обучения и воспитания, поэтому со стороны родителей должны быть подготовлены необходимые средства обучения (рабочее место ученика дома (стол, стул, письменные принадлежности), школьная форма (если такое требование указано в уставе школы), форма для занятий физической культуры и др.). Учебники и учебные пособия обязана предоставить школа. Причем такая школьная литература должна соответствовать ежегодно утверждаемым Министерством образования и науки РФ перечням учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных для учебного процесса.
        Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с согласия родителей при наличии направления психолого- медико-педагогической комиссии, которая организуется при органах управления образованием. В общеобразовательных школах в настоящее время могут организовываться классы коррекционного обучения. Это позволяет ученикам, имеющим, например, логопедические проблемы в щадящем режиме освоить программы начальной школы и уже при переходе в основную школу учиться на равных  условиях со своими ровесниками.

       Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
        Обучение детей в 1-м классе осуществляется с соблюдением особых требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; максимально допустимая недельная нагрузка для первоклассников должна быть не более 21 часа; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре -  по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; для посещающих группу продленного дня  необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разовое питание  и прогулки; обучение детей проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий; предусмотрены  дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.       

        С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения каждый первоклассник обеспечивается индивидуальным рабочим место и во время проведения уроков проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
       А родителям необходимо создавать условия для развития здорового ребенка  в домашних условиях. Поэтому хорошо оборудованное место для первоклассника в домашних условиях  является главной задачей родителей, которым необходимо учитывать не только удобство мебели и ее характеристики, но и рекомендации психологов.     

Во-первых, определить расположение рабочего места (школьного уголка). Идеальный вариант – отдельная комната. Если вы живёте в маленькой однокомнатной квартире, лучше не давать ребёнку делать уроки на кухне, а организовать ему удобный письменный стол в углу вашей комнаты.

Во-вторых, учитывать наличие естественного освещения. Оптимальный вариант нахождения источника естественного освещения сбоку от пишущей руки первоклассника.

В-третьих, не стоит оформлять рабочее место в разнотонных и контрастных тонах. Это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка.

В-четвёртых, мебель для первоклассника нужно приобретать из натурального материала. Практически идеально подходит дерево. Лучше выбирать берёзу, бук или сосну. Мебель из ДСП намного дешевле, но необходимо удостовериться в том, что выбранные предметы имеют соответствующие сертификаты.

В-пятых, рабочее место первоклассника должно иметь письменный стол, одну или несколько книжных полок. Конструкция стола не так важна. Главное, чтобы он был нужной высоты. Наибольшим удобством отличаются многомодульные столы. На них все необходимые предметы можно разместить с максимальной функциональностью. Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, первоклассник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза.

        Не последнее место в сохранении здоровья  первоклассника, как и любого другого школьника имеет значение  ношение  в ранцах необходимых ежедневных учебных принадлежностей.  Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1-2-х классов должен быть  не более 1,5 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

         В первую очередь  ребенок должен быть готов к школе психологически. Иначе трудностей в обучении не избежать. Поступление в школу – серьезное жизненное испытание не только для маленького первоклассника, но и для его родителей. Пройдет буквально несколько дней после первого сентября и ребенок столкнется с массой проблем, которые не были ему знакомы ранее.

      Первый класс, поступление в школу кардинально меняет жизнь семилетнего ребенка, каждый из них в той или иной степени тревожится перед этим новым этапом в своей жизни, и в том, как ребенок адаптируется к школьному процессу огромное значение имеет не только сама школа и первый учитель, но и РОДИТЕЛИ ребенка.

      Что же должны сделать родители, чему научить своего будущего школьника?

     Первокласснику будет гораздо легче адаптироваться к ситуации школьного обучения, если он овладеет следующими навыками и умениями еще до поступления в школу:

 

1.Соблюдение режима дня. Уметь рано вставать (в 7 – 8 часов утра) и рано ложиться спать (9 – 10 часов вечера) очень важно. Это позволяет ребенку получить полноценный отдых и восстановить свои силы перед началом учебного дня. К такому режиму ребенок должен привыкнуть уже в августе и тогда в сентябре ваш ребенок будет просыпаться по утрам бодрым и с радостью шагать в школу.

2.Ответственность. У ребенка должен быть круг обязанностей, за выполнение которых ответственен только он. При этом, развлечения должны быть доступны только после того, как ребенок выполнит свои обязанности. Такой распорядок поможет ребенку легче адаптироваться к ситуации, когда нужно будет выполнять обязанности связанные с учебой в школе (самостоятельно собирать портфель, содержать в порядке свое рабочее место, делать уроки и т.д.).

3.Умение следить за своим внешним видом. Будущий первоклассник должен уметь  правильно и аккуратно убирать свои вещи в шкаф, располагать их на вешалке, чистить свою обувь. Без помощи взрослых находить необходимую одежду и одеваться по погоде. Помните, что в школу он будет ходить со сменной обувью, и вряд ли Вам захочется, чтобы он ее там потерял.

4.Умение работать по устной инструкции. Очень важный для школьного обучения навык. Проверьте, как ваш ребенок понимает словесные инструкции. Дайте ему простое задание, объяснив условия его выполнения на словах. Умение работать по устной инструкции позволит Вашему ребенку легко и быстро понимать задания учителя.

5.Умение с помощью речи описывать предметы (действия, явления), сравнивать их свойства, обобщать, классифицировать. Предложите своему ребенку описать какой-нибудь предмет, например, стул. Пусть он назовет как можно больше признаков и качеств этого предмета (деревянный, высокий, мягкий, коричневый, старый и т.д.). Предложите ему сравнить два разных предмета одной категории (например, стул и кресло).

6.Умение рассуждать, высказывать свое мнение, логически рассуждать.  Читая сказки и рассказы вместе с ребенком, не забывайте задавать вопросы о том, почему так или иначе поступил герой произведения, что им руководило, почему история закончилась так, а не иначе. Сначала помогайте будущему школьнику формулировать ответы, затем он сможет рассуждать самостоятельно. Помогайте ребенку обнаруживать логику в окружающем его мире и тогда усваивать, например, математику ему будет гораздо легче.

7.Навыки мелкой моторики. Купите прописи для дошкольников, раскраски с мелкими рисунками, проследите за тем, чтобы Ваш малыш умел правильно держать в руке карандаш и мог копировать различные элементы, ориентируясь на образец. Делайте с ним пальчиковую гимнастику, детям она очень нравится. И может быть, в конце первой четверти, на родительском собрании Вы услышите, что Ваш малыш пишет лучше всех в классе.

8.Умение ориентироваться в пространстве. Проверьте, хорошо ли ваш ребенок ориентируется в пространстве. Предложите ему левой рукой потрогать правое ухо и наоборот; попрыгать на правой ноге, протянуть вам левую руку… Кроме того, ребенок, поступающий в школу должен хорошо ориентироваться в предлогах: «над», «под», «перед», «в», «на» и пр.  Навыки ориентации в пространстве помогут ребенку в освоении письма (например, написание «б» и  «д») и математики.

   Следует помнить, что готовность ребенка к школе, залог успешности, спокойной быстрой и положительной адаптации к школе и учителю. Поэтому, главное – психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения и стремление к получению новых знаний. Спокойное восприятие всех изменений в жизни ребенка в первую очередь взрослыми, без волнения и запугивания ребенка школой, учителем.

     С любовью верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого.