Роль технического регулирования в обороте обуви на рынке

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБОРОТЕ ОБУВИ НА РЫНКЕ

 

Покупая обувь, потребители и не задумываются, что существуют определенные особенности правового регулирования отношений в сфере производства и реализации данного вида товаров. В настоящее время законодатель предъявляет определенные требования к качеству и безопасности обуви в производственных и постпроизводственных процессах, закрепив их в нормативных документах.

Так, одним из основных документов является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», принятый с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований безопасности к продукции легкой промышленности, к которой также относится обувь.

К странам Таможенного союза, образующим единое экономическое пространство, относятся Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. На сегодняшний день принято 32 Технических регламента Таможенного союза, из них 21 действует, а остальные еще не вступили в силу.

В условиях стремительного развития международного сотрудничества нелегко сегодня приходится потребителям стран союзников. Во всемирном сообществе признано право потребителя на информацию, однако быть уверенным в её достоверности и соответствии требованиям законодательства без определенного багажа знаний невозможно. Носителем информации об обуви является маркировка, которая наносится на изделие (этикетку, ярлык), на упаковку изделия, на листок - вкладыш  к продукции.

Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Что касается маркировки обуви, то кроме обязательных требований к информации об изготовителе (продавце) и о товаре, содержащихся в Законе РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) и других нормативных актах, она должна содержать следующую информацию:

- модель и (или) артикул изделия;

- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;

- инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

Говоря о необходимости предоставлении информации о товаре хотелось бы привлечь внимание потребителей к появлению сравнительно новых требований к маркировке продукции, выпускаемой в оборот, в частности к знакам соответствия продукции.

С начала 90-х годов привычным для всех потребителей России является знак«РСТ». Сейчас появляется новая символика знаков, подтверждающих соответствие продукции тем или иным требованиям, предъявляемым в зависимости от её территориального обращения.

1. Знак маркировки соответствия продукции требованиям государственных стандартов – «РСТ». Требования к знаку «РСТ» содержатся в государственном стандарте ГОСТ Р 50460-92. Данный знак  характеризуется тем, что он может быть нанесен как на продукцию, прошедшую обязательную сертификацию (включая получение различных форм подтверждения соответствия), так и на товары, которые были оценены в добровольной системе сертификации РФ.

2. Знак маркировки соответствия продукции Техническим регламентам Российской Федерации  – «СТР». Требования к знаку «СТР» установлены постановлением Правительства РФ № 696 «О знаке обращения» от 19.11.2003 г. Постановление приводит 4 варианта возможного графического исполнения Знака обращения на рынке России. Знак «СТР» означает, что продукция прошла обязательную сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента РФ.

3. Знак маркировки соответствия продукции Техническим регламентам Таможенного Союза(далее ТР ТС) – «ЕАС».Решением Комиссии Таможенного союза № 711 от 15 июля 2011 года утверждена форма графической маркировки продукции, прошедшей подтверждение соответствия требованиям ТР ТС. Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все, установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры, оценки (подтверждения) соответствия.

В связи с таким разнообразием знаков соответствия потребителя, возможно, заинтересует, каким из них должна быть маркирована обувь, реализуемая на рынках России, а каким на территории Таможенного Союза.

Так как обувь относится к продукции легкой промышленности, то с момента вступления в силу ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», а именно с 1 июля 2012г., выпускаемая в обращение на рынок обувь, должна быть подвергнута процедуре обязательного соответствия требованиям данного ТР ТС в форме декларирования соответствия и на данной продукции изготовитель должен наносить знак «ЕАС». Обувь, выпущенная в обращение до вступления в силу данного ТР ТС по ранее действующим документам, подтверждающим их соответствие обязательным требованиям, может реализовываться до окончания срока действия этих документов, но не позднее 1 июля 2014 года.

Резюмируя выше сказанное можно говорить о том, что сегодня потребитель может встретить обувь со знаком «РСТ», а после 1 июля 2014 вся обувь будет маркироваться знаком «ЕАС».

Таким образом, покупая обувь, потребитель по маркировке знаков соответствия может быть уверен, что обувь прошла процедуру подтверждения соответствия требованиям безопасности, предъявляемым к ней, а их отсутствие, возможно, повлияет на выбор той или иной пары обуви.

Следует помнить, что при продаже обуви, кроме информации о товаре законодательство предъявляет определенные требования к помещениям, в которых она хранится и продается, а также к порядку её продажи.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…» ,до подачи в торговый зал обувь должна пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и их мелкий ремонт. Продавец обязан предоставить покупателю обуви условия для её примерки. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Еще одной особенностью законодательного регулирования реализации обуви, о которой потребители, как правило, забывают или слышат впервые, является отнесение данной группы товаров к сезонным.

В соответствии с п.2 ст.19 Закона гарантийные сроки на сезонные товары начинают действовать с момента наступления сезона или со дня покупки. Для разных регионов России устанавливаются свои сроки наступления сезонов. Эти сроки определяются субъектами Российской Федерации. 

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области №265/44-п от 05.10.2009г. «Об определении сроков наступления сезонов года на территории Иркутской области» сроки наступления сезонов года на территории Иркутской области определяются исходя из климатических условий места нахождения потребителя.

Например, для городов: Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье Сибирское

- зимний сезон – с 21 октября;

- весенний сезон – с 7 апреля;

- летний сезон – с 14 мая;

- осенний сезон с 12 сентября.

Таким образом, если потребитель купил летнюю обувь 16 мая, то гарантийный срок исчисляется со дня покупки в течение сезонного периода, а если 12 мая, то с 14 мая. Соответственно потребитель обязан соблюдать условия эксплуатации и не носить обувь до начала наступления сезона.

В случае обнаружения недостатка качества обуви в течение гарантийного срока можно обратиться к продавцу с одним из следующих требований:

ü    безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

ü    соразмерное уменьшение покупной цены;

ü    замена на товар аналогичной модели;
замена на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены;

ü    расторжение договора купли - продажи (вернуть в магазин некачественный товар, получив назад деньги).

Если недостатки обуви выявлены по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (продавцом), но в пределах 2-х лет с момента покупки, потребитель вправе предъявить продавцу требования о замене, ремонте или расторжении договора купли-продажи, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Доказательством может служить заключение экспертной организации.

В заключение хотелось бы сказать, что продавец не обязан информировать потребителей про то, что обувь относиться к сезонным видам товаров, а так же о сроках наступления сезонов.При обращении к специалистам консультационного центра, потребители ошибочно считают, что их право на полную и достоверную информацию нарушено. Однако, это не так!

Обращая внимание на обязанность продавца предоставлять информацию, потребитель забывает её потребовать при покупке товара. Только потом, в следствии своей неосведомленности, возмущается, что ему её не представили. Законодатель, конечно, предусмотрел обязанность продавца представить потребителю информацию о товаре (работе, услуге), но статьей 8 Закона он также закрепил, что обязанность у продавца в предоставлении полной и достоверной информации, возникает при заявлении потребителем требования о ее предоставлении. Вот такой парадокс!

Специалисты консультационного центра в таких случаях рекомендуют гражданам обращаться к продавцу за предоставлением интересующей их информацией письменно, а вследствие её непредоставления - обращаться в уполномоченные органы государственного надзора и контроля для привлечения продавца к административной ответственности.